Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A
 Версия для слабовидящих

    ЦЕНТРАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ


Структурное подразделение детский сад «Светлячок» государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы N10 имени полного кавалера ордена Славы Петра Георгиевича Макарова города Жигулевска городского округа Жигулевск Самарской области



Главная
Визитная карточка
Наш сад
Документы
Наша жизнь
   Педагогический коллектив
   Направления деятельности
   Методическая копилка
   Фотогалерея
Полезные ссылки
Наши партнеры
Обратная связь


Подписка на новости


Подписаться
Отменить подписку


   
Использование песочной терапии в работе с дошкольниками


 

Использование песочной терапии
в работе с дошкольниками
 
Подготовила:
Педагог - психолог
МДОУ д/с N16 «Светлячок»
комбинированного вида
Отводенкова Э.В.
 
 
    Песок действует на детей как магнит. Прежде чем они успевают осознать, что они делают, их руки сами начинают просеивать песок, строить горы, тоннели и т.д., а если к этому добавить миниатюрные фигурки, игрушки, тогда появляется целый мир, разыгрываются сказки, драмы, и ребёнок полностью погружается в игру.
    Песок обладает свойством пропускать воду, в связи с этим он поглощает негативную психическую энергию человека, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние. Так или иначе, наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей.
    Игра с песком предоставляет ребёнку возможность избавиться от психологических травм с помощью перенесения на песок. Ребёнок в процессе песочной игры имеет возможность выразить свои глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов и пережитое не развивается в психическую травму.
     Песочная терапия ориентирована на то, чтобы помочь маленькому ребёнку:
развить более позитивную Я – концепцию;
стать более ответственным в своих действиях и поступках;
в большей степени полагаться на самого себя;
овладеть чувством контроля;
развить способность к преодолению трудностей;
развить самооценку и обрести веру в самого себя.
    Задачи песочной терапии согласуются с внутренним стремлением ребёнка к самоактуализации.
   Цель такой терапии – не менять и переделывать ребёнка, не учить его каким- то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребёнку быть самим собой.
    Игра ребёнка является символическим языком для самовыражения. Манипулируя игрушками, ребёнок показывает   более адекватно, чем выражает в словах, своё   отношение к себе, к событиям в своей жизни, к окружающим людям.
      Игра является для детей средством коммуникации. Игра в песке даёт средства для разрешения конфликтов и передачи чувств.
     Игрушки вооружают ребёнка подходящими средствами, поскольку они, вне всякого сомнения, являются той средой, в которой может осуществляться самовыражение ребёнка. В свободной игре он выражает все, что ему хочется сделать. Когда ребёнок играет свободно, а не по чьей- то указке, он совершает целый ряд независимых действий. Чувства, которые ребенок, возможно, боится выразить открыто, ничего не опасаясь, он проецирует на выбранную по собственному желанию игрушку. Вместо того чтобы выражать чувства и мысли в словах, некоторые дети закапывают ту или иную игрушку в песок, ударяют и т.д.
 Формы и варианты песочной терапии определяются особенностями конкретного ребёнка. Игровые методы применяются:
с целью оказания первичной психологической помощи;
с целью диагностики;
в процессе краткосрочной психотерапии;
в процессе долгосрочного психотерапевтического воздействия.
 
     Во многих случаях игра с песком выступает в качестве метода коррекционного воздействия ( при наличии у ребёнка эмоциональных или поведенческих нарушений), или качестве вспомогательного средства, позволяющего снизить эмоциональное напряжение.
    Игры с песком можно использовать в качестве развивающего, психопрофилактического средства.
    Часто маленькие дети затрудняются в выражении своих переживаний из-за недостаточного развития вербального аппарата, бедности представлений или задержки развития. Каждая выбранная фигурка, воплощает какой- либо персонаж, который может взаимодействовать с другими героями. Ребёнок сам придумывает, о чем они говорят или что делают; иногда ребёнок приглашает психолога присоединиться к его игре и исполняет роль определённого героя. В таких случаях ребёнок чувствует себя хозяином, « режиссёром», своего маленького театра на песке. И то, что прежде таилось в глубине его детской души, выходит на свет; персонажи выражают наиболее значимые для ребёнка чувства и мысли.
   Игра на песке с фигурками особенно значима в работе с теми детьми, которым трудно выражать свои переживания (дети с заниженной самооценкой, повышенной тревожностью и застенчивостью, с неустойчивым вниманием, агрессивностью).
   Для детей переживших психическую травму игра в песок полезна тем, что она помогает им заново пережить травматичное событие и, возможно, избавиться от связанных с ним переживаний. Успешна игра с песком может быть и для тех детей, которые пережили стресс в результате утраты близких или разлуки (адаптационный период).
 
Оснащение.
Чистый просеянный песок. Сухой или влажный.
Игровой материал: формочки, лопатки, мелкие игрушки   модели зданий, домов, деревьев, деревянные палочки разного размера, ракушки, камушки, пуговицы, деревянное лото и т д.
Ёмкости для песка.
    
   
 
 
 Занятия можно проводить   как индивидуально, так и по группам. Оптимальный вариант для групповых занятий – 3-4 человека. При увеличении количества детей, в целях обеспечения безопасности детей увеличивается количество взрослых помощников.
 Стол для игр с песком должен быть расположен так, чтобы детям ничего не мешало и нечего не отвлекало от занятий с песком.
 Рядом не должно быть мягких игрушек и большого количества мебели. Это даёт детям ощущение свободного пространства.
 
 Как можно играть с песком?
1. Рисовать на мокром песке тонкими предметами, делать отпечатки.
2. Рисов ать на сухом песке дыханием через трубочку для коктейля.
3. Отыскивать игрушки или фигурки, спрятанные в песке
4. Осуществлять работу при помощи рук (пересыпание из руки на   руку или из ёмкости в ёмкость, посыпание, лепка куличей, шариков
    и т.д.).
5. Создавать на песке композиции, используя различные игрушки, разыгрывать знакомые сказки, меняя сюжет, в соответствии со своим настроением или беспокоящей проблемой. Иллюстрировать свои истории.
 
Поведение   взрослого.
Педагог должен уделять внимание каждому ребёнку. Проявлять доброжелательность, принимать ребёнка таким, какой он есть, не навязывая ребенку своих идей и стереотипных форм поведения. Взрослый должен быть человеком, очень корректно стимулирующим игру. Его задача - знакомить детей с материалом. Вовремя задавать уточняющие вопросы и помогать в ситуации, когда у ребёнка возникают трудности или паузы в игре. Подключая новых персонажей, игрушки, включая музыку. Новые стимулы могут оживить в ребёнке новые желания, чувства, иначе развить сказочную линию. Направить игру в новое русло…
 
   Иногда дети работают, молча, не обращая никакого внимания на взрослого, или только смотрят как играет взрослый. Это не должно смущать. Ребёнок имеет право вести себя так, как считает нужным. На следующих занятиях малыш включится в игру.
    Когда ребёнок осваивается, то сам решает каким образом продолжать взаимодействие с песком.
 
Ребёнок является автором идеи игры в песок. Сам контролирует ход игры. Подобная самостоятельность отличный способ повысить самооценку ребёнка, развить его воображение.
В тех случаях, когда ребёнок проявляет агрессию, взрослый может активно включиться в игру, также стать разрушителем и злодеем.
   Необходимо стараться, чтобы при сочинении песочной истории, финал имел позитивный характер, вселяющий в ребёнка уверенность в своих силах. Иногда бывает так, что ребёнок настаивает на негативном окончании сказки или истории. В таком случае можно позволить ему побыть в этом негативе. Но на следующем занятии стараться плавно подвести ребёнка к позитивному финалу. Но если на последующих занятиях ребёнок всё - таки настаивает   на негативном финале, необходимо задуматься о причинах подобного развития сюжета, так как в процессе песочных манипуляций ребёнок отыгрывает переживания и страхи, переносит свои чувства на песок. Это является определенным звоночком, как для педагогов, так и для родителей.
    Как взаимодействовали дети между собой и взрослым: конфликтовали, боролись за территорию, толкались, ругались или сомневались, выбирая игрушки. Проявляли активность или были пассивны? Как создавались песочные работы: было противостояние, сотрудничество или параллельная игра. Анализ поведения детей во время игр с песком помогает открыть новую грань понимания детей. Для того, чтобы лучше понимать детей,   нам взрослым (как педагогам так и родителям) нужно стать ближе к ним. Так как дети нуждаются в нашей любви, поддержке и помощи.
 
 
      



 
© 2009 Структурное подразделение детский сад «Светлячок» государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы N10 имени полного кавалера ордена Славы Петра Георгиевича Макарова города Жигулевска городского округа Жигулевск Самарской области