Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A
 Версия для слабовидящих

    ЦЕНТРАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ


Структурное подразделение детский сад «Светлячок» государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы N10 имени полного кавалера ордена Славы Петра Георгиевича Макарова города Жигулевска городского округа Жигулевск Самарской области



Главная
Визитная карточка
Наш сад
Документы
Наша жизнь
   Педагогический коллектив
   Направления деятельности
   Методическая копилка
   Фотогалерея
Полезные ссылки
Наши партнеры
Обратная связь


Подписка на новости


Подписаться
Отменить подписку


   
"Актуальные проблемы развития эмоционального интеллекта дошкольника"


«Актуальные проблемы развития
эмоционального интеллекта дошкольника»
 
Подготовила:
Заместитель заведующего по ВМР
МДОУ д/с N16 «Светлячок»
комбинированного вида
Журкина Е.А.
 
В последние годы всё больше внимания уделяется эмоциональному интеллекту, то есть «способности осознавать смысл эмоций и использовать эти знания, чтобы выяснять причины возникновения проблем и решать эти проблемы» (Дж. Мейер и П. Соловей).
Понятие «эмоциональный интеллект» не является новым в российской педагогике. Об этом явлении писали многие учёные, но они использовали другие термины в зависимости от особенностей его выражения: Л.С. Выготский - «обобщение переживаний», А.В. Запорожец - «эмоциональное воображение», В.С. Мухина - «разумность чувств». Кроме того, существует ряд связанных с эмоциональным интеллектом качеств, в том числе эмпатия, которая первоначально означает процесс вчувствования, то есть эмоционального проникновения в состояние другого (70. Б. Гиппенрейтер, Т.Д. Карягина, Е.Н. Коз­лова).
Неспособность понимать свои эмоции и эмоции других людей, правильно оценивать реакцию окружающих, а также неумение регулировать собственные эмоции при принятии решений приводят ко многим жизненным неудачам. Согласно новейшим исследованиям успешность человека зависит от коэффициента умственного развития лишь на 20 процентов, а от коэффици­ента эмоционального развития - почти на 80 процентов.
Кардинальные экономические, политические, социальные преобразования и процесс глобализации оказывают на современ­ного дошкольника большое влияние и подвергают таким эмоциональным испытаниям, к которым не может естественным образом адаптироваться человеческая природа.
Окружающая действительность в какой-то мере либо тормозит развитие эмоционального мира ребёнка, либо искажает этот процесс. В настоящее время существует большое количество программ для развития эмоционального интеллекта взрослых. Однако эта проблема наиболее актуальна для дошкольного возраста. По мнению американских исследователей, эмоциональный интеллект и связанные с ним качества способствуют не только нравственному развитию детей, но и их академическим успехам.
 
Нигде так явственно не проявляется эмоциональный интеллект, как в искусстве общения. Доброжелательность, тактичность, умение оценить ситуацию и нужным образом реагировать на неё - всё это требует развитого чувства эмпатии.
Развитие ориентации дошкольника на роль и значимость других людей в его деятельности.
 
Задачи.
• Формирование представлений о базовых эмоциях и чувствах.
   Формирование интереса к эмоциональным переживаниям, к их проявлениям.
   Развитие умения сотрудничать с другими детьми.
Для развития эмоционального интеллекта рекомендуется:
чтение рассказа или стихотворения;
беседа по содержанию текста;
работа по отбору картинок с изображением эмоционального состояния людей, соответствующего эмоциональному состоянию персонажей произведения;
- организация одной-двух игр.
 
Занятие по рассказу К. Ушинского «Играющие собаки»
Чтение текста.
Володя стоял у окна и смотрел на улицу, где грелась на солнышке большая собака Полкан.
К Полкану подбежал маленький Мопс и стал на него кидаться и лаять; хватал его зубами за огромные лапы, за морду и, казалось, очень надоедал большой и угрюмой собаке.
Погоди-ка, вот она тебе задаст! – сказал Володя. - Проучит она тебя.
Но Мопс не переставал играть, а Полкан смотрел на него очень благосклонно.
-   Видишь ли, - сказал Володе отец, - Полкан добрее тебя. Когда с тобою начнут играть твои маленькие братья и сестры, то непременно дело кончится тем, что ты их приколотишь. Полкан же знает, что большо­ му и сильному стыдно обижать маленьких и слабых.
 
Беседа.
-    Что делал Полкан во дворе?
-    Как играл Мопс?
-    Разозлился ли Полкан?
Что по предположению Володи могло случиться, если бы Мопс не перестал мешать Полкану? Полкан поступил так, как предполагал Володя, или нет? Почему?
-   Чему отец научил Володю на примере этого случая?
-   Как вы думаете, что чувствуют малыши, когда их обижают?
Отбор картинок. (В дальнейшем на всех занятиях осуществляется по единому алгоритму.)
Перед каждым ребёнком выложены карточки с изображением эмоционального состояния людей. Он отбирает изображения, соответствующие, по его мнению, эмоциональному состоянию персонажей рассказа.
Воспитатель задаёт вопросы каждому ребёнку:
-   Почему ты выбрал эту карточку? (Если воспитатель видит, что ребёнок долго думает, иногда берёт одну карточку, а затем за­меняет её на другую, то может спросить: «Это твой окончательный выбор?»)
-   Ты когда-нибудь видел выражение такого эмоционального состояния у своих родителей, родственников, друзей?
-   Как ты вёл себя тогда?
Игра «Волны» (Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова).
Цель. Учить выражать с помощью жестов доброжелательное отношение к сверстникам.
Ход игры
Воспитатель стоит в круге, который образовали дети, и говорит: «В море обычно бывают небольшие волны, и так приятно, когда они ласково омывают тебя. Давайте сейчас превратимся в морские волны, будем двигаться так же, как они: плескаться, улыбаться солнышку». Затем предлагает всем желающим по очереди «искупаться в море». «Купающийся» становится в центре, «волны» окружают его, поглаживают.
Занятие по рассказу М. Зощенко «У бабушки»
Чтение текста.
Мы в гостях у бабушки. Сидим за столом. Подают обед.
Наша бабушка сидит рядом с дедушкой. Дедушка толстый, грузный. Он похож на льва. А бабушка похожа на львицу.
Лев и львица сидят за столом.
Я не отрываясь смотрю на бабушку. Это мамина мама. У неё седые волосы и тёмное, удивительно красивое лицо. Мама сказала, что в молодости она была необыкновенная красавица.
Приносят миску с супом.
Это неинтересно. Это я вряд ли буду кушать.
Но вот приносят пирожки. Это ещё ничего.
Сам дедушка разливает суп.
Подавая свою тарелку, я говорю дедушке:
- Мне только одну капельку.
Дедушка держит разливательную ложку над моей тарелкой. Одну каплю супа он капает в мою тарелку.
Я смущённо смотрю на эту каплю.
Все смеются.
Дедушка говорит:
- Он сам попросил одну каплю. Вот я и выполнил его просьбу.
Я не хотел супа, но почему-то мне обидно. Я почти плачу. Бабушка говорит:
- Дедушка пошутил. Дай твою тарелку, я налью.
Я не даю свою тарелку и не дотрагиваюсь до пирожков.
Дедушка говорит моей маме:
- Это плохой ребёнок. Он не понимает шуток.
Мама говорит мне:
Ну, улыбнись же дедушке. Ответь ему что-нибудь.
Я сердито смотрю на дедушку. Тихо говорю ему:
- Я больше к вам никогда не приеду...
 
Беседа.
-    Почему мальчик попросил своего дедушку налить ему только одну каплю супа?
-    Как вы думаете, выполняя просьбу внука, дедушка шутил?
-    Мы часто шутим над теми, кого любим. Как вы думаете, мальчик из рассказа понимает это или нет? Почему вы так считаете?
-    Как мы должны вести себя, когда люди шутят над нами, чтобы никому не было обидно?
-    Что дедушка мальчика почувствовал, когда его внук не понял, что он просто пошутил?
-    Если бы вы оказались на месте мальчика, что бы вы сделали, если бы дедушка так пошутил над вами?
Отбор картинок.
Игра «Праздник вежливости» (Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова).
Цель. Стимулировать желание радовать и поддерживать друг друга с помощью слов.
Ход игры
«Сегодня в нашей группе, - говорит воспитатель, - объявляется праздник вежливости. Вежливые люди отличаются тем, что никогда не забывают благодарить окружающих. Сейчас у каждого из вас появится возможность проявить свою вежливость и поблагодарить других за что-нибудь. Вы можете подойти к любому и сказать: «Спасибо тебе за то, что ты...». Вот увидите, благодарить очень приятно. Постарайтесь никого не забыть и подойти к каждому. Ведь истинно вежливые люди ещё и очень внимательны. Готовы? Тогда начинаем».
Занятие по стихотворению Э. Мошковской «Трудный путь»
Чтение текста.
Я решил,
и я отправляюсь.
Я иду
в этот трудный путь.
Я иду
в соседнюю комнату,
где молча
сидит моя мама.
И придётся
открыть дверь.
И сделать шаг...
И ещё...
и ещё, может, десять,
десять шагов!
И тихо
к ней
подойти,
и тихо
сказать:
«Прости...».
Беседа.
-   О чём это стихотворение?
-   Как вы думаете, почему так трудно просить прощение?
-   Что чувствует мальчик, когда идёт к маме, чтобы попросить прощение?
-   Что вы чувствуете, когда должны попросить прощение?
-   Что чувствуют окружающие нас люди, когда мы совершаем нехорошие поступки?
-   Какое продолжение для этого стихотворения можно придумать? Что скажет мальчику мама?
Отбор картинок.
Игра «Живые куклы» (Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова).
Цель. Стимулировать сопереживание,же­лание помочь окружающим.
Ход игры
Воспитатель разбивает детей на пары и объясняет: «Представьте, что ваши куклы ожили. Они умеют говорить, просить, бегать. Пусть один из пары останется ребёнком, а другой превратится в куклу-девочку или куклу-мальчика. Кукла будет о чём-то просить, а ребёнок должен выполнять все её просьбы и не заставлять делать того, чего она не хочет».
Кукла просит помыть ей руки, покормить её, погулять с ней, уложить спать и т.п. Войдя в игровую ситуацию, дети продолжают действовать самостоятельно. При повторении игры они меняются ролями.
Занятие по рассказу М. Зощенко «Я не виноват»
Чтение текста.
Сидим за столом и кушаем блины.
Вдруг отец берёт мою тарелку и начинает кушать мои блины. Я реву.
Отец в очках. У него серьёзный вид. Борода. Тем не менее он смеётся. Он говорит:
- Видите, какой он жадный. Ему для отца жаль одного блина.
Я говорю:
- Один блин, пожалуйста, кушай. Я думал, что ты всё скушаешь.
Приносят суп. Я говорю:
Папа, хочешь мой суп?
Папа говорит:
Нет, я подожду, когда принесут сладкое. Вот если ты мне сладкое уступишь, тогда ты действительно добрый мальчик.
Думая, что на сладкое клюквенный кисель с молоком, я говорю:
Пожалуйста. Можешь кушать мое сладкое.
Вдруг приносят крем, к которому я неравнодушен.
Пододвинув к отцу мое блюдце с кремом, я говорю:
Пожалуйста, кушай, если ты такой жадный.
Отец хмурится и уходит из-за стола Мать говорит:
-    Пойди к отцу, попроси прощение.
Я говорю:
-    Я не пойду. Я не виноват.
Я выхожу из-за стола, не дотронувшись до сладкого.
Вечером, когда я лежу в кровати, подходит отец. У него в руках моё блюдце с кремом.
Отец говорит:
Ну, что ж ты не съел свой крем?
Я говорю:
Папа, давай съедим пополам. Что нам из-за этого ссориться?
Отец целует меня и с ложечки кормит кремом.
Беседа.
-    Что случилось за столом во время еды? Как вы думаете, действительно ли отец хотел съесть блины и крем сына?
-    Почему отец нахмурился и ушел из-за стола? Что он почувствовал, когда мальчик сказал: «Пожалуйста, кушай, если ты такой жадный»?
Часто случается так, что наши слова или поступки обижают дорогих нам людей. Как вы думаете, что мы должны делать, чтобы искупить свою вину в таких ситуациях?
-   В конце рассказа мальчик решил помириться с отцом. Как он это сделал? Если бы вы были этим мальчиком, как бы вы помирились с отцом?
-   Что почувствовал отец, когда сын решил первым с ним помириться?
Отбор картинок.
Игра «Оживлялки» (И. Климина). Цель. Развивать умение невербально вы­ражать свои эмоции.
Материал. Рисунки детей.
Ход игры
Дети рассматривают рисунки. Затем один из участников игры с помощью мимики и жестов показывает то, что изображено на одном из рисунков, остальные угадывают.
Если вариантов ответов несколько, воспитатель объясняет, что одно и то же явление или предмет у разных людей могут вызывать различные чувства и каждый человек имеет право на своё мнение.
Занятие по стихотворению Я. Акима «Мой брат Миша»
Чтение текста.
Ох, до чего он рыжий,
Мой новый братик Миша!
И волосы рыжие,
И ресницы рыжие.
Проснусь, и сразу весело,
Когда его вижу я.
Над непослушным Мишей
Хлопочет вся семья,
Но мой братишка рыжий
Всё делает, как я.
Я прыгаю - он прыгает,
Ем кашу - кашу ест,
Я съел тарелку мигом –
И он в один присест.
Я Мишу не обижу,
Толкнет меня - терплю:
Он маленький, мой рыжий,
И я его люблю.
 
Беседа.
-   Как вы думаете, какими должны быть старший брат и старшая сестра?
-   У вас есть брат или сестра? Расскажите о них.
-   Что чувствуют ваши брат или сестра, когда вы ведёте себя по отношению к ним агрессивно?
-   Как вы поступаете, когда ваши брат или сестра делают не так, как вам бы хотелось?
-   Нарисуйте портреты ваших братьев или сестёр и подарите им.
Отбор картинок.
Игра «Составные фигуры» (Е.О. Смир­нова, В.М. Холмогорова).
Цель. Формировать способность согласовывать собственные действия и поведение с действиями и поведением других детей.
Ход игры
Воспитатель рассаживает детей вокруг себя и говорит: «Тот из вас, кто был в цирке или зоопарке, наверняка видел там слона. А кто не был - видел его на картинке в книжке. Попробуйте его изобразить. Сколько у него ног? Правильно, четыре. Кто хочет быть ногами слона? Кто будет хоботом?» И т.д. Таким образом, каждый ребёнок будет изображать какую-нибудь часть тела слона.
Воспитатель помогает детям расположиться в правильном порядке: впереди -хобот, за ним - голова, по бокам - уши и т.д. Затем предлагает слону пройтись по комнате: каждая часть должна соблюдать очерёдность движений.
В качестве составляемой фигуры могут быть любые реальные и сказочные животные (собака, гусеница, дракон и т.д.). Если детей в группе много, можно усложнить игру и составить двух животных, которые могут общаться: жать друг другу руки, обнюхивать друг друга, вилять при встрече хвостами.
Занятие по стихотворению А. Барто «Одиночество»
Чтение текста.
Нет, уйду я насовсем!
То я папе надоем:
Пристаю с вопросами,
То я кашу не доем,
То не спорь со взрослыми!
Буду жить один в лесу.
Земляники запасу.
Хорошо жить в шалаше,
И домой не хочется.
Мне, как папе, по душе
Одиночество.
Буду слушать птичий свист
Утром в перелеске,
Только я же - футболист,
А играть-то не с кем.
Хорошо жить в шалаше.
Только плохо на душе.
Лучше я в лесной глуши
Всем построю шалаши!
Всех мальчишек приглашу.
Всем раздам по шалашу.
Папе с мамой напишу.
Разошлю открытки всем!
Приходите насовсем!
 
Беседа.
-   Как вы думаете, почему мальчик решил жить в лесу один?
-   А почему потом он решил пригласить к себе в лес и папу, и маму, и всех друзей? По душе ли ему одиночество?
-   Какое место в нашей жизни занимают окружающие нас люди? Как вы думаете, можем ли мы существовать без их участия?
-   Вы улыбнулись, когда читали последние строчки стихотворения? Почему? Какое это стихотворение - весёлое или грустное? Почему вы так думаете?
Отбор картинок.
Игра«Старенькая бабушка» (Е.О. Смир­нова, В.М. Холмогорова).
Цель. Стимулировать сопереживание, желание поддержать и помогать.
Ход игры
Воспитатель разбивает детей на пары: бабушка (дедушка) - внучка (внук) - и объясняет: «Бабушки и дедушки очень старенькие, они плохо видят и слышат. Их необходимо проводить к врачу, а для этого внук или внучка должны перевести их через дорогу, где едет очень много машин».
Улицу рисуют мелом на полу. Несколько детей в роли автомобилей бегают по проезжей части. Внучке (внуку) нужно уберечь бабушку (дедушку) от машин, показать доктору (его роль играет ребёнок), купить лекарство и привести по той же дороге домой.
Занятие по стихотворению А. Барто «Разлука»
Чтение текста.
Всё я делаю для мамы:
Для неё играю гаммы,
Для неё хожу к врачу,
Математику учу.
Все мальчишки в речку лезли,
Я один сидел на пляже,
Для неё после болезни
Не купался в речке даже.
Для неё я мою руки,
Ем какие-то морковки...
Только мы теперь в разлуке.
Мама в городе Прилуки
Пятый день в командировке.
И сегодня целый вечер
Что-то мне заняться нечем!
И, наверно, по привычке
Или, может быть, со скуки
Я кладу на место спички
И зачем-то мою руки.
И звучат печально гаммы
В нашей комнате. Без мамы.
 
Беседа.
-   Как вы считаете, что мальчик делает для мамы, а что - для себя?
-   Что каждый из вас может делать для мамы?
 
-     Опишите эмоциональное состояние мальчика, когда он скучает по маме.
-     Что может сделать мальчик, чтобы не чувствовать себя таким одиноким?
-     Что вы делаете, если ваши родители уезжают куда-нибудь надолго? Почему вы так делаете?
Отбор картинок.
Игра «Работаем вместе» (Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова).
Цель. Формировать способность согласовывать собственные действия и поведение с действиями и поведением других детей, договариваться и сотрудничать с ними.
Ход игры
Воспитатель делит детей на подгруппы по четыре человека. Каждой подгруппе даёт задание (вымыть посуду, приготовить суп, посадить дерево и др.); помогает распределить обязанности (например, один ребёнок копает яму, другой опускает в яму дерево и расправляет корни, третий зака­пывает яму, четвёртый поливает дерево). В течение пяти минут дети репетируют, затем каждая подгруппа показывает сценку без слов, а остальные угадывают, что они делают.
 
Занятие по рассказу Н. Носова «Ступеньки»
Чтение текста.
Однажды Петя возвращался из детского сада. В этот день он научился считать до десяти. Дошёл он до своего дома, а его младшая сестра Валя уже дожидается у ворот.
- А я уже считать умею! – похвастался Петя. - В детском саду научился. Вот смотри, как я сейчас все ступеньки на лестнице сосчитаю.
Стали они подниматься по лестнице, а Петя громко ступеньки считает:
-   Одна, две, три, четыре, пять...
-   Ну чего ж ты остановился? - спрашивает Валя.
-   Погоди, я забыл, какая дальше ступенька. Я сейчас вспомню.
- Ну вспоминай, - говорит Валя.
Стояли они на лестнице, стояли. Петя говорит:
- Нет, я так не могу вспомнить. Ну-ка, лучше начнём сначала.
Сошли они с лестницы вниз. Стали снова вверх подниматься.
- Одна, - говорит Петя, - две, три, четыре, пять...
И снова остановился.
- Опять забыл? - спрашивает Валя.
- Забыл! Как же это! Только что помнил и вдруг забыл! Ну-ка, ещё попробуем.
Снова спустились с лестницы, и Петя начал сначала:
-   Одна, две, три, четыре, пять...
-   Может быть, двадцать пять? - спрашивает Валя.
-   Да нет! Только думать мешаешь! Вот видишь, из-за тебя забыл! Придётся опять сначала.
-   Не хочу я сначала! - говорит Валя. -Что это такое? То вверх, то вниз, то вверх, то вниз! У меня уже ноги болят.
-   Не хочешь - не надо, - ответил Петя. -А я не пойду дальше, пока не вспомню.
Валя пошла домой и говорит маме:
-   Мама, там Петя на лестнице ступеньки считает: одна, две, три, четыре, пять, а дальше не помнит.
-   А дальше шесть, - сказала мама.
Валя побежала обратно к лестнице, а Петя всё ступеньки считает:
-   Одна, две, три, четыре, пять...
-   Шесть! - шепчет Валя. - Шесть! Шесть!
Шесть! - обрадовался Петя и пошёл дальше. - Семь, восемь, девять, десять.
Хорошо, что лестница кончилась, а то бы он так и не дошёл до дому, потому что научился только до десяти считать.
Беседа.
-    Чему научился Петя в детском саду?
-    Кого встретил Петя у ворот дома?
-    Что Петя решил показать сестрёнке? Удалось ли ему это сделать? Почему?
-    Что говорил Петя сестрёнке, когда не мог вспомнить, какое число идёт после пяти?
-    Как вы думаете, что почувствовала Валя, когда Петя сказал, что она ему мешает думать? Почему вы так считаете?
-    Что Валя решила сделать, чтобы помочь брату? Почему она так сделала?
-    Подумайте: если бы вы были на месте Вали, что бы вы сделали, чтобы помочь брату? Почему?
-    Как вы думаете, что почувствовал Петя, когда Валя помогла ему вспомнить счёт? Почему вы так считаете?
-    Нужно ли помогать друг другу? Почему?
Отбор картинок.
Игра «Разговор сквозь стекло» (Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова).
Цель. Формировать способность учитывать эмоциональное состояние сверстника, повторять и передавать информацию, полученную от него. Стимулировать желание понимать другого без слов.
Ход игры.
Воспитатель помогает детям разбиться на пары, затем говорит: «Представьте, что один из вас находится в большом магазине, а другой ждет его на улице. Но вы забыли договориться о том, что нужно купить, а выход – на другом конце магазина. Попробуйте договориться о покупках сквозь стекло витрины. Но помните, что вас разделяет такое толстое стекло, что попытки кричать бесполезны: партнер все равно не услышит. После того как вы договоритесь, можно обсудить, правильно ли вы друг друга поняли». Воспитатель объясняет одному из детей жестами, что тот должен купить, а потом спрашивает, все ли он понял. Затем дети играют самостоятельно. Воспитатель следит за ходом игры, помогает, если играющие затрудняются. При повторении игры дети меняются ролями.
 
 
 
Приемы развития эмоционального
интеллекта ребенка, которые могут использовать родители
 
·        Создавайте положительный эмоциональный фон в семье. Это способствует хорошему самочувствию ребенка. Если он плохо себя чувствует, он не может думать о других.
·        Побеседуйте с ребенком: спросите, что сегодня с ним происходило в детском саду или во дворе, как он воспринимал различные ситуации, какие у него возникали эмоции. Обсудите, какие варианты поведения были возможны, как воспринимали окружающие его поступки и как они реагировали бы на другое его поведение. Дайте ребенку возможность высказать все, что он думает, а затем вместе с ним выберите самый подходящий способ поведения.
·        Не забывайте, что вы - пример для своего ребёнка. Дети учатся, подражая действиям окружающих людей, и в первую очередь своих родителей.
·        Поощряйте игру своего ребёнка с другими детьми. Именно в совместной деятельности ребёнок приобретает коммуникативные навыки.
·        Помогайте ребёнку распознавать эмоциональные состояния по рисункам и фотографиям, которые можно найти в журналах и газетах.
·        Читайте ребёнку рассказы и стихи, насыщенные эмоциями. Обсудите с ним поведение персонажей. Предложите внести изменения в сюжет или придумать другую концовку.
·        Дети, открыто проявляющие свои эмоции, получают возможность творчески использовать их в своей жизни. При этом важно разговаривать об эмоциях и чувствах, поскольку при проговаривании и назывании этих психических состояний ребёнок осмысливает эмоциональный опыт. А вот регулярное подавление эмоций влечёт за собой появление страхов и неуверенности в себе, снижение способности к обучению.
·        Поговорите с ребёнком на, казалось бы, обычные темы: почему мы должны помогать друг другу; как другой человек почувствует себя, если мы ему поможем и если откажем в помощи; что мы чувствуем, когда ругаемся и когда стараемся спокойно поговорить друг с другом; что делать, если друг грустит; что делать, если самому скучно; что нужно сделать, если у тебя есть пирог, а у друга нет.
Во всех этих ситуациях старайтесь показать ребёнку, насколько важна ориентация на других людей.
          Снимайте стресс у ребёнка с помощью двигательных упражнений.
      



 
© 2009 Структурное подразделение детский сад «Светлячок» государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы N10 имени полного кавалера ордена Славы Петра Георгиевича Макарова города Жигулевска городского округа Жигулевск Самарской области