Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A
 Версия для слабовидящих

    ЦЕНТРАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ


Структурное подразделение детский сад «Светлячок» государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы N10 имени полного кавалера ордена Славы Петра Георгиевича Макарова города Жигулевска городского округа Жигулевск Самарской области



Главная
Визитная карточка
Наш сад
Документы
Наша жизнь
   Педагогический коллектив
   Направления деятельности
   Методическая копилка
   Фотогалерея
Полезные ссылки
Наши партнеры
Обратная связь


Подписка на новости


Подписаться
Отменить подписку


   
Работа с педагогами


«Предметно – развивающая среда и ее роль в развитии

самостоятельных сюжетных игр дошкольников»

методист  СПДС «Светлячок» Бакирова Е.В.

Свободная и самостоятельная игра – это лучшее условие для выражения ребенком своих переживаний, для установления взаимоотношений со сверстником. Ребенок собственными эмоциями, личным опытом оживляет мнимые ситуации, постигает  жизненный смысл взятой роли. Чтобы проявить живые, подлинные чувства сообразно роли, нужна свободная самостоятельная игра, лишенная заданности и внешнего наблюдения.

Каждый ребенок обязательно должен иметь время для самостоятельно     игры.

 

Н.Я. Михайленко отмечает, что свободная сюжетная игра – самая привлекательная деятельность для детей дошкольного возраста. Ее привлекательность объясняется тем, что в игре ребенок испытывает «внутреннее, субъективное ощущение свободы».

А основное значение игры как ведущей деятельности детей дошкольного возраста определяется тем, что:

·         во – первых, в игре формируются психические новообразования ребенка, основным из которых является воображение;

·         во – вторых, развивается личность ребенка и, главное, формируется такое качество, как произвольность;

·         в – третьих, зарождаются новые виды деятельности – трудовая и учебная.

 

Самостоятельные игры

 

Отношение взрослого к самостоятельной игре ребенка

Как может взрослый без прямого вмешательства стимулировать игровую деятельность? Для этого необходимо:

·         создавать эмоционально благоприятные условия для ее появления;

·         проявлять уважительное отношение к играющим детям;

·         показывать, что педагог понимает и принимает детскую игру без малейшего намека на цензуру, оценку, порицание, упрек, похвалу или комплимент;

·         поощрять самостоятельность детей;

·          предоставлять комнату или часть ее для игры;

·         готовить игрушки и другой материал, необходимый для игры;

·         воздерживаться от оценок и  объяснений;

·         позволять ребенку выражать свои чувства, реализовывать свои планы;

·         создавать условия для возникновения совместных игр, поощряя дружеские взаимоотношения между детьми;

·         поощрять активность и творчество детей.

 

Что делать, если самостоятельной сюжетной игры не возникает?

Ход игры и ее длительность зависят от игрового опыта и степени общей самостоятельности детей. Если самостоятельная игра не развивается, то взрослый должен наметить стратегию по запуску детской игры.

1.    Изменить отношение к игре,  поставив ее выше других видов деятельности.

2.    Как можно чаще играть с детьми, демонстрируя образцы ролей и сюжетов.

3.    Постараться облегчить или, если это возможно, устранить трудности ребенка в общении.

4.    Создать (предоставить) условия для игры.

 

 

Пространство

Дошкольник стремится облюбовать, оборудовать и обжить какое – либо пространство, построить свой собственный маленький мирок.

Коробки – идеальное средство для построения домика, корабля, витрины магазина и многого другого. Ширма, одеяло, кусок ткани, картона – все может служить материалом для постройки. Особенно пригодится мелкая мебель –стулья, пуфики.

Строительство необычных жилищ особенно побуждает детей к игре. Стройте с ними пещеры, шалаши, гнезда, туннели, летающие тарелки, космодромы и пр.

 

КОРОБКИ

 

Материал к сюжетно   - ролевой игре должен быть всегда, что называется, под рукой и в тоже время не должен  быть постоянно на виду, т. е. воспитатель не должен использовать сюжетно –ролевую игру как элемент дизайна.

Для удовлетворения этих условий наиболее рациональным может оказаться вариант хранения атрибутов для игр в больших коробках.

·         Для каждой игры изготавливается, приобретается своя коробка.

·         На коробке с лицевой стороны обозначается  символ игры (картинка, а для умеющих читать - надпись).

·         В коробку складываются все атрибуты для игры. Атрибуты должны быть реалистичные (т.е. уменьшенные копии реальных: штурвал, руль, канистра и т.д.). И обязательно несколько предметов, которые выполняют роль заместителей. Например:  лоскут ткани, несколько брусков, палочки, крышечки и т.д.

·         Если коробки будут разноцветные, то это внесет некую яркость в оформлении группы.

 

ИГРОВЫЕ  УГОЛКИ

 

Идеи к оформлению:

1.Использовать детали от многосекционных ширм.

Таким образом, можно

·         отделить зону «Больницы», предварительно заменив шторку с цветной на белую.

·         использовать секцию для игры в магазин.

·         Использовать секцию от кукольного театра как окошко в доме.

2.Для игр в «шоферов» можно использовать чехлы на спинки стульчиков с аппликацией:

·         автобус

·         скорая  помощь

·         военная машина

·         пожарная машина

·         легковой автомобиль

Чехлы можно хранить на вешалках – плечиках на стойках в уголках ряжения.

3.Воспитатель всегда должен быть готов помочь детям развернуть игру в любом месте группы. Поэтому неплохо иметь большой кусок ткани, чтобы была возможность создать детям уголок (домик, шалаш, палатку), просто накинув ткань на стульчики,  мягкие модули и тд.

 

Обязательно!

1.Кукольное приданое! В гардеробе кукол должно быть много разносезонной одежды, легко одеваться.  Одежда должна висеть в шкафу на вешалках или лежать на полочках.

2.Уголки ряжения.

·         В младших группах лучше иметь сундуки, в которых будут находиться элементы ряжения в свободном доступе. Этот сундук будет своеобразной отдушиной, уголком «психологической разгрузки» от прилежности и аккуратности.

·         В старших  группах такой сундук необходимо сохранить, но добавить в него элементы для «барышень»: шляпки, зонты, пелеринки, веера, длинные платья.

3.Комплекты постельного белья или просто лоскуты ткани для «стирок и глажения».

 

Предметно – развивающая среда в разных возрастных группах.

Оборудование для развития сюжетно – ролевых игр

Группа раннего возраста (от 2 до 3 лет)

 

В группах раннего возраста игра как деятельность находится в периоде становления, дети еще только обучаются игровым действиям.

Задачи воспитателя:

-       в совместной с детьми игре учить детей действовать с  предметами и игрушками, учить объединять их несложным сюжетом;

-       развивать умение детей переносить с помощью воспитателя знакомые действия с игрушками в новые игровые ситуации;

-       развивать умение выполнять действия в соответствии с ролью;

-       развивать умение выполнять в игре 2-3 последовательных эпизода.

 

Для  решения этих задач предметно – развивающая среда должна содержать  готовые игровые зоны:

·         Спальня

-       кроватки разных размеров (до 5 штук)

-       для кроватки – постельные принадлежности (одеяло, простыня, наволочка, пододеяльник, матрац, подушка – до 5 наборов)

-       коляски (до 5 штук)

-       куклы – младенцы (до 4 штук)

-       шкаф для одежды, в котором хранятся запасные комплекты постельного белья, пеленки для кукол – младенцев, одежда для кукол – мальчиков и кукол –девочек, наборы зимней и летней одежды для кукол.

·         Столовая

-       стол (до 2 штук)

-       стулья (до 8 штук)

-       кресла и диванчик

-       наборы чайной и столовой посуды

-       телефон со звонком

·         Кухня

-       плита

-       кухонный стол

-       шкаф для посуды

-       наборы кухонной посуды

-       гладильная доска

-       утюги

·         Ванная

-       ванночка для купания кукол

-       тазик для стирки

-       веревка для белья и прищепки

·         Магазин продуктов

-       маленькие баночки, упаковки от готовых продуктов (йогуртов, творожков, соков и т.п.) – чисто промытые, из пластика или картона

-       игровые наборы пластмассовых игрушек – овощей или фруктов (восковые муляжи лучше не использовать)

-       таблички, на которых нарисованы наборы продуктов для приготовления различных блюд – супов, компотов, каш, мясных блюд

-       возможно, кассовый аппарат

-       сумочки, корзиночки разные

·         «Парикмахерская»

-       зеркало

-       расчески и щетки, вырезанные из мягкого пластика или линолеума

Рядом с парикмахерской обычно располагается «Уголок ряжения»

 

Готовые игровые зоны необходимы для того, чтобы побуждать детей к игре, подталкивать их к совершению различных игровых действий. Эти игры будут еще однообразными, дети будут вновь возвращаться к привычному сюжету.

 

Воспитатель показывает детям, как использовать в игре – предметы – заместители: кубик –хлеб, маленький кирпичик – кусочек мыла, палочка – градусник. Поэтому необходим специальный короб (лоток, коробочка, небольшой ящик) с предметами – заместителями.

 

·         Зона конструирования

-       большой конструктор – строитель деревянный

-       настольные строительные наборы из дерева

-       крупные пластмассовые конструкторы (типа «Элтик»)

-       небольшие игрушки для обыгрывания построек

 

·         Транспортные игрушки и двигатели

-       автомобили грузовые (не менее 4 штук)

-       автомобили легковые (не менее 4 штук)

-       автобусы

-       паровозы (электровозы) с вагончиками

-       лодочки

-       самолеты

-       крупные игрушки – двигатели

 

·         Игрушки – животные: наборы диких и домашних животных

 

Вторая младшая группа

 

Во второй младшей группе продолжается формирование и развитие игровых навыков.

Задачи воспитателя:

-       способствовать возникновению  игр на темы наблюдений из окружающей жизни, литературных произведений;

-       в совместных с детьми играх развивать у детей умение придумывать несложный сюжет, выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий (делать покупки, готовить обед, накрывать на стол), выполнять роль в совместной игре со сверстниками;

-       в совместных играх с детьми учить ролевым взаимодействиям в сюжетах с 2-3 действующими лицами, в индивидуальных играх с партнерами – игрушками выполнять роль и за себя, и за игрушку;

-       поощрять попытки детей самостоятельно выбирать  атрибуты для игр, дополнять игровую обстановку недостающими предметами и игрушками;

-       учить детей использовать в играх строительный материал.

Исходя из этих задач во второй младшей группе еще остаются готовые игровые зоны, но они значительно обогащаются.

·         Для игры «Семья». Куклы: куклы девочки и мальчики, куклы – младенцы в конвертах, наборы кукольной одежды для разных сезонов. Кукольная одежда может помещаться уже не в отдельном шкафу, а в пластиковых или картонных лотках, поставленных на стеллажи. Каждый такой лоток имеет свое условное обозначение: например, на коробку с постельным бельем можно поместить изображение зимней шубы или шапки и снежинку и т.п.

·         Оборудование для игр с куклами

-       постельные принадлежности (до 5 комплектов)

-       мебель для кукол (столы, стулья, кроватки разных размеров)

-       коляски, санки и качели для кукол

-       стиральные наборы,   -     утюги

-       телефон со звонком

-       наборы кукольной посуды – кухонной, столовой и чайной; посуду тоже не обязательно помещать в отдельный шкаф или красиво расставлять на полках, заведите для нее отдельные красивые коробки

·         Зона для игры в «Магазин»

-       прилавок или витрина

-       несколько различных наборов продуктов, которые могут храниться на полочках под прилавком: молочные продукты, овощи и фрукты из пластика или дерева небольшого размера, бакалейные или гастрономические товары

-       кассовый аппарат

-       сумочки разные

·         Зона для игры в «Больницу»: здесь содержатся игрушечные атрибуты из пластика – банки, стетоскоп, шпатели, градусники. Во второй младшей группе не должно быть баночек или коробок от таблеток.

·         «Парикмахерская»: зеркало, различные флаконы из пластика или небьющегося стекла небольшого размера от духов и шампуней, расчески, щетки из пластика, игрушечные фены.

·         Игрушки – животные: наборы диких и домашних животных разного размера, сделанные из разных материалов.

·         Транспортные игрушки: автомобили легковые и грузовые, автобусы, электровозы (паровозы) с вагонами, лодочки и катера разных размеров, самолеты, вертолеты.

·         Игровые строительные наборы: напольный конструктор – строитель, настольные строительные материалы, крупные пластиковые легоподобные конструкторы, мелкие пластиковые игрушки для обыгрывания построек.

·         Предметы – заместители.

Средняя  группа

 

Задачи воспитателя:

-       в совместных с детьми играх, содержащих несколько ролей, совершенствовать умение детей объединяться в игре, распределять роли, выполнять игровые действия в соответствии с игровым замыслом;

-       учить детей готовить обстановку для игры –подбирать предметы и атрибуты, выбирать удобное место;

-       развивать у детей умение создавать и использовать атрибуты для игры из строительного материала, пластмассовых и деревянных конструкторов;

-       развивать умение использовать предметы – заместители.

В соответствии с задачами педагогической работы здесь уже не нужны такие четко выраженные игровые зоны, как в младших группах. Границы игровых зон размыты, одни и те же атрибуты могут быть использованы для игр «Аптека» и «Больница».

Важно учить детей взаимопроникновению сюжетов. Например, при игре в больницу можно ввести в сюжет роль водителя «Скорой помощи». При игре «Семья» можно запланировать поход по магазинам для покупки продуктов и вещей.

Содержание игровых зон значительно обогащается. Например, если во второй младшей группе у нас был продуктовый магазин, то в средней добавляются магазин одежды, обуви и др.

·         Куклы и все атрибуты для игры в кукол

-       наборы одежды и обуви

-       мебель для кукол – столы, стулья, диван, кресла, шкафы для одежды, кроватки

-       коляски, санки и качели для кукол

·         Посуда кухонная, столовая и чайная. Различные кухонные приборы и приспособления, например игрушечная мясорубка, кухонный комбайн, тостер и др.

·         Игровая зона «Магазин»

-       прилавок

-       «Продуктовый магазин»: в корзинках или на лотках – различные имитаторы продуктов (пластиковые, деревянные наборы овощей и фруктов, гастрономических продуктов, бакалеи; вылепленные из соленого теста и раскрашенные хлебобулочные и кондитерские изделия, колбасы и др.) Необходимо обратить внимание на размеры атрибутов – они должны быть небольшими. Можно сделать несколько магазинов –«Булочная», «Кондитерский», «Овощи  - фрукты», «Молочные продукты», «Мясо» и т.д. Это также могут быть отделы одного большого супермаркета.

-       «Магазин одежды и обуви»: различные кукольные одежки, которые можно достать из шкафа для кукольной одежды и разложить на прилавке.

-       «Магазин игрушек»

·         Игровая зона «Парикмахерская»: самодельные альбомы с образцами причесок, кукольные расчески, фены, бигуди, щипцы для завивки; небольшие небьющиеся флаконы из - –од духов, шампуней (оформленные в виде фруктов, овощей, забавных фигурок людей) и др. 

·         Игровая зона «Ателье»: «рулоны» ткани, выкройки одежды, самодельные журналы мод. Здесь же может стоять небольшая коробка с лоскутами тканей, которые дети могут использовать для создания различных атрибутов. Например, из кубика делается стол для кукол, он накрывается лоскутком –скатертью.

·         Игровая зона «Больница» или «Аптека»: обратите внимание на то, что ни в коем случае в атрибутах не должно быть баночек или коробочек от лекарственных форм, которыми мы пользуемся в повседневной жизни. Все этикетки смываются, надписи заклеиваются, пузырьки (только пластиковые) и коробки обклеиваются яркой бумагой. В качестве упаковок таблеток используйте картон, на котором нарисованы (или наклеены) поролоновые кружочки, имитирующие таблетки. Также можно использовать игровые наборы «Доктор Айболит» - стетоскопы, пластиковые градусники, шприцы, банки и др.

·         Игровая зона «Транспорт»: грузовые и легковые автомобили; автомобили специального назначения; автобусы; лодочки и катера разных размеров; самолеты и вертолеты. Можно вырезать рули из картона или фанеры и сделать таблички с изображением разных видов транспорта.

·         Игрушки – животные: наборы домашних животных и диких животных средней полосы России, сделанные из разных материалов  и разного размера.

·         Зона конструирования: большой напольный конструктор –строитель; настольный строительный материал; различные пластиковые конструкторы; мелкие игрушки для обыгрывания построек.

·         Игрушки для мальчиков: роботы, трансформеры,  солдатики

 

Важно, чтобы у детей был бросовый материал, из которого они самостоятельно могли бы создавать атрибуты для сюжетных игр. Он храниться в отдельной коробке (лотке, сундучке), которую дети хорошо знают и к которой имеют свободный доступ. Воспитатель учит детей, как использовать материалы этого «волшебного сундучка», при организации игр предлагает подумать, какие игрушки и атрибуты нужны детям и из чего их можно смастерить.

 

 

 

При создании предметно – развивающей среды для сюжетных игр детей важно помнить, что в игре должны отражаться личный опыт детей и те знания, которые они получают на занятиях, во время экскурсий, наблюдений, чтения художественной литературы. Поэтому игровая среда должна быть гибкой, видоизменяющейся, в нее постоянно вносятся изменения в зависимости от интересов детей, их потребностей. Например, на этой неделе воспитатель рассказывал детям о работе врачей разных специальностей; поэтому на первый план выдвигается атрибутика, связанная с игрой в «Больницу», все игрушки и атрибуты вынимаются из коробок и размещаются в игровых зонах. На следующей неделе темой занятия по ознакомлению с социальной действительностью будет «Почта». Значит, всю атрибутику игры в «Больницу» мы вновь аккуратно сложим в коробку или красивый лоток, поставим на полку стеллажа и оставим в свободном доступе для детей. А в игровой зоне разместим  атрибутику для «Почты».

 

 

Старшая и подготовительная  группы

 

Задачи воспитателя:

-       развивать умение самостоятельно выбирать тему для игры;

-       развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего, из литературных произведений, во время просмотра телевизионных передач;

-       учить согласовывать тему начала игры, распределять роли, подготавливать необходимые условия;

-       учить коллективно возводить постройки, необходимые для игры, совместно планировать предстоящую работу, сообща выполнять задуманное;

-       развивать умение использовать предметы – заместители.

 

В соответствии с перечисленными задачами в группах старшего дошкольного возраста необходимо отказаться от стационарных игровых зон, скрывающих игровую инициативу детей предлагающих детям готовые сюжеты.

Все атрибуты различных  сюжетных игр помещаются в яркие пластиковые, деревянные или картонные лотки, коробки, которые помечаются специальными условными обозначениями (например, красный крест на коробке с атрибутами для игр «Больница» или «Аптека»; изображение книги и глобуса на коробке с атрибутикой для игр «Школа» и «Библиотека»; изображение кастрюли на коробке с игрушечной посудой для игры «Семья» и т.д.).

Дети сами выбирают нужные им атрибуты в соответствии с замыслом игры. При этом сюжет может разворачиваться и обогащаться: дети начали играть в больницу, а затем им понадобилась посуда, для того чтобы приготовить пищу пациентам; атрибуты для игры «Библиотека» - в больнице устроили читальный зал для больных.

Желательно, чтобы в группах было много конструкторов и строительного материала, а  также бросового материала –чтобы дети сами создавали игровую среду и атрибуты для своих игр. Для этой же цели в группах есть мягкие игровые модули.

В группах старшего дошкольного возраста необходимы также различные макеты для развития режиссерских игр детей.

Содержание игр значительно обогащается за счет накопления личного опыта детей, обогащения их представлений об окружающей действительности. Поэтому в группах старшего возраста могут появиться такие ранее не известные игры, как «Туристическая фирма» или «Рекламное агентство», «Телевидение» и др.

По – прежнему актуальным остается наличие разнообразных предметов – заместителей.

·         Макеты: макет средневекового замка, макет корабля –парусного судна, парохода или современного теплохода, макеты различных жилых помещений и др.

·         Атрибуты для игры «Семья»

-       куклы разные

-       наборы кукольной мебели «Жилая комната», «Спальня», «Кухня»

-       посуда кухонная, столовая и чайная

-       различные кухонные приборы и техника – мясорубка, тостер, стиральная машина, плита, посудомоечная машина, холодильник

·         Атрибуты для игры «Магазин»: магазины делаются самые разные –продуктовые, одежды и обуви, «Свет», «Радиотехника», «Салон шляп» или «Головные уборы», «Магазин игрушек», «Канцтовары», «Мебель», «Спорт», «Книги» и др. Небольшие прямоугольники бумаги с надписанными на них цифрами, обозначающие «деньги».  Потребуется кассовый аппарат, корзинки и сумочки для покупок.

·         Атрибуты для игры «Парикмахерская» или «Салон красоты»: самодельные альбомы с образцами причесок, кукольные расчески, фены, бигуди, щипцы для завивки; небольшие небьющиеся флаконы из –под духов, шампуней и др.

·         Атрибуты для игры «Ателье»: «рулоны» ткани, выкройки одежды, самодельные журналы мод. Швейные машины. Стойка для одежды и плечики. Возможно, игрушка – манекен.

·         Атрибуты для игр «Больница» или «Аптека»: в старшем возрасте дети знакомятся с различными специализациями врачей, поэтому и атрибутика игры значительно обогащается. Например, здесь могут быть таблицы для проверки зрения, различные игрушечные хирургические инструменты, игрушечные шприцы, бинты. Можно сделать коробочку с «регистратурой» - в нее помещаются амбулаторные карты. Баночки для лекарств по – прежнему без этикеток, оклеены яркой бумагой.

·         Атрибуты для игр «Транспорт»: грузовые и легковые автомобили разного размера  и разных марок; автомобили специального назначения; автобусы и троллейбусы;  лодочки и катера разных размеров; самолеты и вертолеты. Добавляется строительная и дорожная техника: бульдозер, экскаватор, трактор. Можно вырезать рули и штурвал из картона или фанеры и сделать таблички с изображением разных видов транспорта.

·         Атрибуты для игр «Школа» и «Библиотека»: самодельные тетради и книги, мелки, картинки, наборы цифр и букв, для библиотеки – самодельные  формуляры и детские книги.

·         Атрибуты для игры «Почта»: самодельные посылки – небольшие; открытки, телеграммы, письма в самодельных конвертах, игрушечный штемпель (детская печать).

·         Игрушки – животные: наборы домашних животных и диких животных средней полосы России, животные разных стран, животные доисторической эпохи (динозавры) из разных материалов и разного размера.

·         Зона конструирования: большой напольный конструктор – строитель; настольный строительный материал; различные пластиковые конструкторы. Схемы для конструирования. Коробки с бросовым материалом – лоскутами ткани, кожи, бумагой и  др., который дети могут использовать для изготовления атрибутов различных игр.

·         Так и содержание детских игр значительно обогащается, то могут появиться атрибуты для игр «Рекламное агентство», «Туристическое бюро», «Телевидение» и др. Для рекламного агентства, например, нужны будут рекламные проспекты, сделанные самими детьми: вырезанные из разных журналов, наклеенные в определенном порядке образцы различных товаров. Для «Туристической фирмы» понадобятся туристические проспекты, «база данных» на карточках, модель компьютера и тд. Для игры «Телевидение» - игрушечный микрофон, макет телекамеры или игрушка – телекамера, кофр для камеры и тп.

·         Игрушки для мальчиков: роботы, трансформеры, солдатики, воины разных эпох и народов.

Важно, чтобы у детей был бросовый материал, из которого они самостоятельно могли бы создавать атрибуты для сюжетных игр. Он храниться в отдельной коробке (лотке, сундучке), которую дети хорошо знают и к которой имеют свободный доступ. Воспитатель поощряет детскую самостоятельность и творчество в изготовлении атрибутики для игр, подсказывает им новые способы использования природного и бросового материала.

Используемая литература:

 

1.    О.А. Скоролупова, Л.В. Логинова «Играем?.. Играем!!!» Москва 2006г., стр. 14-29

2.    О.А. Скоролупова, Т.М. Тихонова «Игра – как праздник!», Москва 2006г.

3.    В.А. Недоспасова «Растем играя», Москва «Просвещение» 2004г.

 

      



 
© 2009 Структурное подразделение детский сад «Светлячок» государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы N10 имени полного кавалера ордена Славы Петра Георгиевича Макарова города Жигулевска городского округа Жигулевск Самарской области