Памятка для воспитателей: «Уголок книги»
Методист СПДС «Светлячок» Бакирова Е.В.
В целях формирования у детей интереса к художественной литературе и воспитания бережного отношения к книге в каждой возрастной группе создается уголок книги. Это спокойное, удобное, эстетически оформленное место, где дети имеют возможность общаться с книгой, рассматривать иллюстрации, журналы, альбомы.
К устройству уголка, предъявляется ряд требований:
- удобное расположение – спокойное место;
- хорошая освещенность в дневное и вечернее время;
- эстетичность оформления – уголок книги должен быть уютным, привлекательным, с несколько отличающейся мебелью.
Украшением могут быть бюст или портрет какого – либо писателя, предметы народно – прикладного искусства.
В уголке должны быть полочки или витрины, на которых выставляются книги; могут – быть выставлены репродукции с картин, портреты писателей, иллюстраторов детской книги, известных художников. Хорошо рядом иметь шкаф для хранения книг, альбомов, материала для ремонта (в старших группах). В нем можно хранить персонажи и декорации для теневого театра, фланелеграфа, а также диафильмы (и др. ТСО ). Существуют разные варианты оформления уголка.
Необходима периодическая сменяемость материала (литература, картины, портреты) и связь с воспитательно - образовательной работой в группе.
Книжные выставки можно посвящать творчеству отдельных писателей, отдельным жанрам (фольклору, юмористические рассказы, энциклопедии, поэзии, прозе и т.д.) и даже одной книге, проиллюстрированной разными художниками – иллюстраторами.
Можно организовать выставку книг писателей – художников Е.Чарушина и В.Сутеева и др.
Можно выставлять серии книг.
Подбирая книги для книжного уголка, не смешивайте фольклорные и литературные произведения и выставляйте их в том случае, если у них сходные сюжеты.
В книжных уголках можно оборудовать тематическую выставку. Она может быть посвящена конкретному произведению, которое не только прочитано детям, но и проиллюстрировано ими.
В группах раннего возраста и младших группах уголок книги организуется не сразу, так как у детей нет навыка пользоваться книгой и часто они используют ее как игрушку. Детям раннего возраста в книжном уголке рекомендуется выставлять как можно больше книжек – игрушек.
В книжном уголке должны быть 3 – 4 книги, подходящие для детей, но обязательно несколько экземпляров одного названия, отдельные картинки, тематический альбом.
Книги должны быть с небольшим количеством текста, с крупными красочными иллюстрациями – книги – картинки: сказки «Колобок», «Репка»;
А.Барто «Игрушки» и др.
Много материала не дается, это ведет к дезорганизации поведения детей. Воспитатель приучает детей к самостоятельному общению с книгой, рассматривает с ними иллюстрации, читает текст, говорит о правилах пользования книгой ( не рисовать в книге, не рвать ее, брать аккуратно, убирать за собой на место и т.д.)
Рекомендуемая литература по оформлению уголка книги:
1. З. Гриценко «Ты детям сказку расскажи…» М. 2003г, стр. 74 – 77
2. М.Алексеева, В.И.Яшина «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников» М. 2000г., стр. 367 – 368.
3. Л.М.Гурович «Ребенок и книга: пособие для воспитателей д/с», СПб. 2000г.
|