|
Проект со старшими дошкольниками Чтобы зубы не болели Фролова С.В. Малышева Н.А., Баранова Л.М.
|
«Чтобы зубы не болели» - познавательно – исследовательский - творческий краткосрочный проект
(1 неделя) с детьми старшей группы.
Информационная карта проекта
ГБОУ СОШ N 10 СПДС «Светлячок»
Возрастная группа: старшая
Руководитель проекта: Баранова Л.М. – руководитель СПДС «Светлячок».
Авторы проекта: Фролова Светлана Владимировна – воспитатель, Малышева Наталья Алексеевна - воспитатель, Баранова Людмила Михайловна – руководитель СПДС.
Участники проекта: воспитанники старшей группы комбинированной направленности (дети с ОВЗ), педагоги, родители.
Проблемная ситуация: У ребят возник интерес: о том, что такое зубы у человека, для чего нужны зубные щетка и паста? Ребята предложили узнать, почему у них портятся и меняются зубы и как появились зубные щетки.
Просмотр видео презентации «Из истории зубной щетки» [4; 5; 6].
Проблема: А что мы знаем о зубах и о том как их можно и нужно беречь?
«Модель трех вопросов»:
1.Что такое зубы? Для чего они нужны?
2. Что мы хотим еще узнать про зубы, зубные щетки, зубные пасты?
3. Что мы сделаем, чтобы зубы были крепкими и здоровыми?
Тип проекта: познавательно – исследовательский - творческий.
Краткосрочный: 1 неделя.
Цель проекта: показать детям важность гигиены полости рта для здоровья человека; познакомить с техникой чистки зубов, с правилами ухода за зубами - правилами здоровых зубов (утреннее умывание, чистка зубов после еды, подготовка ко сну).
Идея проекта: Составить альбом «Правила здоровых зубов»
Интеграция образовательных областей:
Социально – коммуникативное развитие:
§ Составление сказок и историй о зубной щетке и зубной пасте.
§ Составление альбома «Правила здоровых зубов»
§ Чтение художественной литературы:
§ Чтение и заучивание стихов, загадок;
ü Н. Кнушевицкая «Зубы»; Н.Саксонская «Мама дочку крепко любит, учит дочку чистить зубы…».
§ Игровая деятельность:
ü Игра «Валеология или здоровый малыш» (зубы);
ü Игра «Полезная и вредная еда»;
ü Книга с пазлами «Человек»
§ Безопасность:
ü Аккуратное обращение с зубной щеткой и зубной пастой.
ü Соблюдение и выполнение правил здоровых зубов.
Познавательное развитие:
§ Беседа «История зубной щетки, зубной пасты»
§ Беседы о зубах, правилах ухода за ними.
Познавательно-исследовательская деятельность:
§ «Как влияют бактерии на зубную эмаль?»
§ Эксперимент с яйцом, уксусной эссенцией, лимонной кислотой.
Художественно – эстетическое развитие:
§ Рисование: «Королева зубная щетка»
§ Художественный труд: изготовление детьми альбома: «Правила здоровых зубов».
Ресурсы: ТСО, фотографии, художественная литература и энциклопедический материал. Иллюстрации, презентационный материал.
Оборудование для элементарной познавательно – исследовательской деятельности (прозрачные стаканчики, ложки, зубная паста, щетки, пакетик лимонной кислоты и др.).
Материалы для художественного творчества (бумага белая и цветная, папка скоросшиватель, картинки, иллюстрации, рисунки о зубной пасте, зубах, карандаши, цветные фломастеры, клей, ножницы, фотографии и др.)
Ход непосредственно - образовательной деятельности в рамках проекта:
Чтение стихотворения «Зубы» автор Н. Кнушевицкая
Есть зубы у акулы
И у крокодила,
И нас с тобой природа
Ими наградила.
Чтоб мог ты грызть морковку,
Есть яблоко и грушу,
И чтоб орешек вкусный
Сейчас же был раскушен.
А без зубов обед твой
И ужин был бы страшен-
Не ел бы ничего ты,
Кроме манной каши.
Поэтому, конечно,
Беречь ты зубки должен,
Тем более что чистить
Их совсем не сложно!
Ситуативный разговор о том, что знают дети про зубы.
Воспитатель продолжает рассказывать о том, что зубы бывают молочные и постоянные, что каждый зуб имеет свое название. Дети продолжают диалог с воспитателем, рассказывают о зубах и о том, как они ухаживают за ними, как часто они их чистят, о знакомых им правилам ухода за зубами .
Воспитатель предлагает провести необычные эксперименты с зубной пастой и узнать «Как бактерии разрушают наши зубы» (фото 1,2,3,4: Опыты с зубной пастой 1,2,3,4).
Воспитатель предлагает рассуждать о том, как влияют бактерии на зубную эмаль, через эксперимент. Рассказывает о том, что зубная эмаль, как и яичная скорлупа, состоит из кальция. Мы берем раствор уксусной эссенции и лимонной кислоты, в каждый раствор погрузим куриные яйца и станем наблюдать. Начало эксперимента в 9 часов утра, через 6 часов яйцо в растворе лимонной кислоты становится мягким, на другое утро скорлупа на нем должна раствориться полностью. Реакция в растворе уксусной кислоты шла медленнее, но с тем же результатом. Может ли зубная паста укрепить яичную скорлупу? Предлагает на яйцо нанести зубную пасту на одну половину скорлупы, опустили в раствор кислоты и начали наблюдать. Через 6 часов (через день) с одной стороны яйцо стало мягким, а другая сторона, на которую была нанесена паста, стала тоньше, но осталась твердой на ощупь (фото 5,6,7,8: Опыты с зубной пастой 5,6,7,8).
Таким образом, после проведения элементарного эксперимента, совместно с детьми сделали вывод что:
Основная причина заболеваний полости рта – бактериальный зубной налет. Кислоты разрушают зубную эмаль. Современные зубные пасты хорошо укрепляют зубы. Ежедневная гигиена полости рта профилактика стоматологических заболеваний.
Воспитатель предлагает вымыть руки ребятам и поиграть с пальчиками. Проводится пальчиковая гимнастика В. Цвынтарного «Крокодил».
Крокодил плывет по речке
|
дети кладут ладонь на стол или на коврик большой палец прячут под ладонью.
|
Выпучив свои глаза
|
указательный и мизинец сгибают (это глаза) и прижимают к выставленным вперед среднему и безымянному пальцам (это нос)
|
Он зеленый весь, как тина,
От макушки до хвоста.
|
продвигают ладонь в таком состоянии по плоской поверхности стола или ковра.
|
§ Практическая художественная деятельность: «Королева зубная щетка». Детям предлагается нарисовать зубные щетки, которыми они пользуются. Выполненные рисунки (фото 9:«В некотором царстве, в зубном государстве…»), оформляются в альбом. Воспитатель предлагает ребятам, рассказать о понравившихся моментах, об интересных фактах, что запомнилось, о чём узнали
Взаимодействия с родителями:
§ Консультация для родителей: «Учимся чистить зубы!»
§ Консультация для родителей: «Детские зубы – взрослые проблемы»
§ Совместно с родителями рисование «Зубная щетка моей мечты».
§ Совместное творчество в придумывании историй и рассказов про зубы, зубную пасту и зубную щетку: «В некотором царстве, в некотором «зубном » государстве…».
Результат:
§ Составлен творческий альбом «Правила здоровых зубов» (фото 10: Альбом «Правила здоровых зубов»).
§ На основе альбома создана слайдовая презентация «Чтобы зубы не болели…».
§ Закреплены знания, представления, правила ухода за своими зубами.
§ Ребята без напоминаний чистят зубы после еды (Фото 41: Правило: Чистим зубы после еды в саду).
§ Сформированы представления у детей о зубной щетке и зубной пасте;
§ Родители вовлечены в профилактическую работу (профилактика лечения кариеса);
§ Выставка детского творчества совместно с родителями «В некотором царстве, в некотором «зубном» государстве…»; (фото 11: Выставка рисунков: «В некотором царстве, в некотором зубном государстве…» ).
§ Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательного интереса и познавательной активности.
Интегративные качества ребенка:
ü Любознательность, активность;
ü Эмоциональная отзывчивость;
ü Творчество;
ü Коммуникабельность и сотрудничество;
ü Способность управлять своим поведением и умением планировать; реализовывать идею, умение анализировать свою деятельность;
ü Способность решать адекватные возрасту творческие и познавательные задачи и проблемы;
Список литературы и пособий:
1. С.А. Козлова,С.Е. Шукшина Тематический словарь в картинках Мир человека «Я и мое тело» Москва Школьная Пресса 2009г. стр. 26-30.
2. Книга с пазлами «Человек» (книга – игрушка для дошкольного возраста) ЗАО «РОСМЕН - ПРЕСС», г. Москва, 2011г.
3. Интернет ресурсы:
4. http://nsportal.ru/detskii-sad/okruzhayushchii-mir/kartinki-dlya-zanyatiya-istoriya-zubnoy-shchetki
5. http://nsportal.ru/detskii-sad/okruzhayushchii-mir/istoriya-zubnoy-shchetki
6. http://nsportal.ru/ap/ap/drugoe/prezentaciya-pochemu-neobhodimo-chistit-zuby
Модель трёх вопросов
Что мы знаем?
|
Что хотим узнать?
|
Что сделаем?
|
Зубы – это кость, которые находятся во рту у человека
Алиса Б.
Зубы – это часть рта, они помогают жевать пищу.
Настя Л.
Зубы - находятся во рту у человека.
Султан С.
Зубы должны быть крепкими и здоровыми.
Вова А.
Зубы – это штуки, чтобы жевать пищу. Даша А.
Зубы бывают молочными и выпадают. Миша Е.
|
Почему выпадают зубы у человека?
Даша Р.
Почему болят зубы у людей?
Илья С.
Почему зубы у детей черные?
Иван Ф.
Чем раньше люди чистили зубы?
Аня Н.
Какая бывает зубная паста?
Лилия С.
Чем полезна зубная паста?
Даша А.
|
Не есть много сладкого, чтобы сохранить зубы здоровыми.
Света Т.
Будем полоскать рот после еды.
Семен Л.
Будем чистить зубы по утрам и вечерам.
Даша А.
Нарисуем рисунки.
Егор К.
Посещать регулярно врача стоматолога.
Даша Р.
Придумаем сказки про зубы.
Лилия С.
Будем много есть овощей и фруктов.
Аня Н.
|
Совместное творчество детей и родителей старшей группы:
Сказка «Кто важнее?»
Автор Лилия Сабирова, 5 лет, СПДС «Светлячок»
Жила-была девочка Лиля. И была у нее очень красивая зубная паста. Не только красивая, но и вкусная – пахла ягодками. Лиля очень любила чистить зубы и радовалась встрече с пастой и розовой зубной щеткой. Однажды ночью, когда Лиля почистила зубы и легла спать, щетка и паста поссорились.
- Лиля меня больше любит! Я вкусная, сладкая и беленькая! – кричала паста.
- Нет, меня! – обижалась щетка. – Я мягкая и нежная, после меня Лилины зубки беленькие!
Когда Лиля проснулась, ее ждал сюрприз.
- Выбирай, кто из нас важнее,- сказали ей бывшие подружки.
Расстроенная Лиличка пошла за советом к папе.
- Доченька, ну как можно выбрать? – удивился папа.- Ведь щетка без пасты бесполезная, да и паста без щетки тоже.
§ Лиля развеселилась и передала слова папы пасте и щетке. Пришлось им помириться. С тех пор они не ругаются, ведь они знают, что Лиля их обеих любит, и что они обе очень важны! (фото 12: Сказка Сабировой Лилии «Кто важнее?»)
Рисунок - сказка «В некотором царстве, в зубном государстве…» Алиса Баранова, 5 лет СПДС «Светлячок»
Фото 13: рисунок- сказка «В некотором царстве, в зубном государстве» Алиса Баранова.
Фото 14: стихотворение, Алиса Баранова.
Сказка про зубы, Атманская Дарья, 5 лет СПДС «Светлячок», с мамой Атманской Анастасией.
Фото 15,16,17,18,19,20: Книжка – сказка, авторы составители: Атманская Дарья, Атманская Анастасия.
Фото 21: Плакат в стоматологическом кабинете.
Фото 22,23: Моя мама (Атманская Анастасия) – стоматолог.
История про зубки Нефёдова Анна, 5 лет СПДС «Светлячок»
Фото 34,35 История –рисунок про зубки.
Сказка «Спор зубной пасты и зубной щетки» Егор Кислин, 6 лет СПДС «Светлячок»
Встретились как-то в ванной комнате зубная паста и зубная щетка. И стали спорить кто из них важнее и нужнее. Щетка говорит: - «Я нужнее, без меня нельзя хорошо почистить зубы.
А паста утверждает: - Нет, я важнее и нужнее, без меня зубы не будут чистые и белые.
Но тут в ванную пришел мальчик Егорка и услышал их спор, и говорит:
- Вы обе одинаково нужны. Вы необходимы каждый день, и утром и вечером.
Взял щетку выдавил на нее пасту, почистил свои белые зубки и лег спать. С тех пор щетка и паста неразлучны. И больше не сорятся, кто из них самый нужный и важный.
Сказка «Путешествие зубной пасты и зубной щетки»
Полина Шандабыла, 6 лет, СПДС «Светлячок»
Жили-были детская зубная паста и щетка, ими пользовалась девочки Полина, когда чистила свои зубки утром и вечером. Однажды, когда Полина уснула, щетка с пастой заскучали и решили пойти во двор немножко погулять. Во дворе им стало скучно, и они пошли в лес, который был рядом с домом. В лесу было много интересного. Друзья видели много зверей и птиц, которые грызли орешки, ягоды, грибы. Гуляя, они не заметили, как стало смеркаться. Поняв, что не найдут теперь обратной дороги домой щетка с пастой сели на пенек и горько заплакали. Они вспомнили Полину и подумали, как же она теперь будет чистить зубы.
Вдруг они услышали какой-то шорох в кустах. Затаились друзья, и стали ждать пока кто-нибудь не появится. И тут на тропинку выкатился еж. Увидел он горемычных друзей и спрашивает их: «Что они тут делают и почему плачут?»
Выслушав их рассказ, ежик предложил им свою помощь и проводил до дома. Пришли друзья к дому, а зайти не могут, так и остались ждать на лавочке.
Проснулась утром Полина, пошла чистить зубки и обнаружила, что ни пасты, ни щетки дома нет. Умылась девочка и вышла искать их во двор. Вышла из дома, смотрит, а друзья сидят на лавочке ее дожидаются. Взяла их Полина в руки обняла и спрашивает: «Ну, что беглецы, будете еще из дома убегать?»
- «Нет»- сказали друзья, мы никогда с тобой больше не расстанемся. Будем чистить твои зубки, чтобы они никогда у тебя не болели, и улыбка всегда оставалась красивой».
С тех пор они больше никогда не расставались.
«Правила здоровых зубов»
записали со слов детей старшей группы СПДС «Светлячок».
- Ежедневно утром и вечером чисти зубы (по 2-3 минуты).
- Поласкай рот после еды.
- Не ешь много сладкого.
- Не подвергай зубы чрезмерной нагрузке: не грызли семечки и орехи, не перекусывай толстые прочные нитки.
- Оберегай зубы от травм.
- Ешь продукты, богатые кальцием (молоко, творог, сыр).
- Посещай стоматолога 1 раз в 6 месяцев.
Иллюстрации - рисунки детей старшей группы
СПДС «Светлячок» к альбому «Правила здоровых зубов».
|