|
Комплексно-тематическое планирование во взаимосвязи со специалистами
|
Согласно Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, приказом Минобрнауки России от 23.11.2009г N 655 планирование образовательного процесса в детском саду основывается на комплексно –тематическом принципе.
Тематическое планирование осуществляется в соответствии с примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования.
Выбор тем планирования в нашем детском саду осуществляется совместно воспитателями групп и специалистами детского сада. Темы определяются, в соответствии:
ü с лексическими темами, повторяющимися из года в год («Осень», «Времена года», «Дорожная безопасность», «Дом», «Семья» и др.).
ü календарными праздниками и значимыми событиями («День знаний», «Новый год», «8 Марта», «День защитника Отечества», «День рождения города» и др.)
В рамках главной темы возможно выделение и подтем (событий «заражающих» детей - по интересам, ярким реальным событиям, происходящим в окружающем мире, специально «смоделированных» воспитателем ситуаций, и др.).
Затем на основе выбранных тем на год, составляется комплексно –тематическое планирование всеми педагогами детского сада, которое основывается на ряде системных требований:
1. Выделение определенных задач работы с детьми в соответствии с программой конкретной возрастной группы, возможностями и особенностями детей.
2. Отбор содержания образовательного материала по всем направлениям развития ребенка (физическому, социально – личностному, познавательно –речевому и художественно -эстетическому) и образовательным областям («Физическая культура», «Здоровье», «Социализация», «Безопасность», «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Художественно творчество», «Труд»).
Продуманность в выборе форм, методов и приемов работы с детьми, подбор и подготовка оборудования и материалов.
3. Организация, проведение и отслеживание результатов обучения и развития детей в рамках тематической недели (итоговое мероприятие и др.).
Комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательной работы с детьми старшей группы (комбинированной направленности) на неделю
Содержание психолого – педагогической работы с детьми в рамках тематической недели (февраль, 3 неделя):
Моя страна. Мой город.
(Национальный парк «Самарская Лука»).
Цель: Развитие у детей познавательной мотивации, формирование интереса к истории и культуре малой Родины.
Задачи: Расширить кругозор сведениями об истории и культуре города, страны, символики. Закрепить представления детей о городе Жигулёвск. Развить творческие, познавательные и коммуникативные способности у дошкольников в различных видах детской деятельности. Воспитывать любовь и чувства патриотизма к Родине, бережное отношение к ее культурным ценностям.
|
Доминирующая область
|
Виды
детской деятельности
|
Взаимодействие со
специалистами
родителями
|
Интеграция ведущих образовательных областей
|
· Утренняя гимнастика «Кто в нашем городе живёт?»
· ОРУ «Прогулка по городу»
· Подвижные игры «Тише едешь, дальше будешь», «Догони свою пару», «Кто быстрее до флажка», «Третий лишний», «Машины на улицах города», «Цветные автомобили» и др.
· Игры малой подвижности с речевым сопровождением «На закате тучки тают», «Где мы были, мы не скажем…»
· Пальчиковая гимнастика «Дом», «На горе построим дом»
|
«Физич. культура»
«Здоровье»
«Социализация»
«Познание» «Коммуникация»
|
Двигательная
Игровая
Познавательная
Коммуникативная
|
Инстр. по физ. кул-ре.,
Воспитатели
|
· Дидактические игры: «Кто больше назовет», «Что происходит в городе в разное время суток?», «Почему город всегда красив?», «Транспортные службы города», «На какой улице ты живёшь?»
· Настольно-печатные игры: «Собери дом», «Как назвать другим словом»
· Сюжетно – ролевая игра «Путешествие по городу»
|
«Социализация»
«Познание» «Коммуникация»
|
Игровая
Познавательная
Коммуникативная
|
Воспитатели
|
· Составление сюжетного рассказа «Строим дом»
· Творческое рассказывание «Если бы ты стал мэром города, что бы ты сделал?...»
|
«Коммуникация»
«Познание»
|
Коммуникативная
Познавательная
Продуктивная
|
Воспитатели, учитель-логопед
|
· Рисование «Дом, в котором я живу…», «Строители строят…»
· Лепка по замыслу
· Аппликация «Наша улица (здания)»
|
«Художественное творчество»
«Чтение художественной литературы»
«Познание» «Коммуникация»
«Музыка» «Здоровье»,
«Труд»
|
Продуктивная
Чтение
Познавательная
Коммуникативная
Двигательная
Трудовая
|
Воспитатели
|
· «Мой город – моя малая Родина» (ситуативный разговор, рассказывание)
· Конструирование «Здания в нашем городе»
|
«Познание»
«Коммуникация»
«Социализация» «Труд
«Чт. худ.лит-ры»
|
Познавательная
Коммуникативная
Продуктивная
Трудовая
Чтение
|
Воспитатели
|
· Проектная деятельность «Мой родной, любимый Жигулёвск»
· Опыты и эксперименты: «Откуда взялись острова?»
|
«Познание»
«Коммуникация»
|
Познавательно –исследователь-ская
|
Воспитатели
|
· Ребенок на улицах города: Беседа «Мы едем в автобусе».
· Обыгрывание и обсуждение опасных ситуаций
|
«Безопасность»
«Познание»
«Чтение художественной литературы»«Социализация»
|
Познавательная
Чтение
Игровая
|
Воспитатели
|
· Чтение детских художественных произведений, стихотворений по теме: страна, город; прослушивание аудиозаписей.
|
«Чт.худож. лит-ры»
«Познание» «Коммуникация»
|
Чтение
Познание
Коммуникация
|
Воспитатели,
Родители
|
· Видеофильм «Мой город»
· Интегрированная НОД «Главная песня нашей страны»
· Пение песни «Родина», «Росиночка -Россия»
· Танец «Росиночка - Россия»
|
«Музыка»
«Познание»
«Коммуникация»
«Физическая культура»
|
Музыкально- художественная
Познавательная
Коммуникативная
Двигательная
|
Муз.рук-ль,
Воспитатели
|
Содержание психолого – педагогической и коррекционной работы с детьми с ОВЗ:
|
|
|
|
· Пальчиковая гимнастика «Береза»
· Координация речи и движения «Раз, два - Москва»
· Игра-эстафета «Что нужно для похода?
· Игра – хоровод «Береза»
· Д/и «Экскурсия», «Гусеница», «Пчёлы» (Самарская Лука)
· Звуки «б», «п».
· Конкурс детских сочинений «Край родной, любимый город!» совместно с родителями
· Беседы по лексической теме.
· Рисуночная методика «Город моей мечты»
|
«Коммуникация»
«Здоровье»
«Познание»
«Социализация»
«Художественное творчество»
|
Коммуникативная
Двигательная
Познавательная
Игровая
Продуктивная
|
Учитель-логопед
Воспитатель, Инструктор по физич. культуре,
Муз.рук-ль
Родители
Педагог -психолог
|
Итоговое мероприятие: Презентация проекта «Мой родной, любимый Жигулёвск!» (совместно с родителями).
- Информационная карта проекта
|
«Социализация»
«Коммуникация»
«Познание»
«Музыка»
«Художественное творчество»
«Физич. Культура»
«Здоровье» «Чт.худож. лит-ры»
«Безопасность»
«Труд»
|
Игровая
Коммуникативная
Познавательная
Музыкально-худож.
Продуктивная
Двигательная
Чтение
Трудовая
|
Воспитатели
Муз.рук-ль,
Инструктор по физич. кул-ре,
Учитель-логопед
Родители
|
Информационная карта проекта
|
Название проекта
|
«Мой родной, любимый Жигулёвск!»
|
Тип проекта
|
Информационно – практико - ориентированно – творческий. Краткосрочный (1 неделя).
|
Проблема
|
Недостаточные представления о родном городе; его достопримечательностях.
|
Цель проекта
|
Совместно с родителями изготовить макет нашего города Жигулевска. Презентация макета и проекта.
Организовать фото экспозицию о нашем городе, его достопримечательностях.
Выставка творческих работ (рисунков, коллажей) совместно с родителями.
Построить город будущего (из напольного конструктора).
|
Интеграция образовательных областей
|
Познание:
- Беседа «Мой город – моя малая Родина»
- Целевая прогулка по микрорайону В – 1
- Конструирование микрорайона города из напольного конструктора (коллективная).
- Беседа: «Достопримечательности нашего города»; «Чем богат наш край»; «Герб города».
|
Коммуникация:
- Составление рассказов по фотографиям.
- Составление сюжетного рассказа «Строим дом».
- Творческое задание: «Если бы ты стал мэром нашего города, что бы ты изменил…?»
|
Художественное творчество:
- Рисование «Строители строят новый дом»; «Дом в котором я живу»
- Лепка «Животные нашего национального парка Самарская Лука»
|
Чтение художественной литературы:
- Чтение и заучивание стихов о городе.
- Загадывание загадок о достопримечательностях нашего города.
- Чтение книги «Жиулёвск»
|
Здоровье:
- Пальчиковая гимнастика «На горе построим дом…»
|
Физическая культура:
- Комплекс ОРУ «Путешествуем по улицам города»
- П/и «Машины на нашей улице»
|
Социализация:
- Игра «Экскурсия», «Волшебный сундучок» (загадывание и отгадывание загадок по предметам)
- Д/и «На какой улице живёшь?»; «Как город дышит?»; «Что происходит в городе в разное время суток»; «Транспортные службы города»;
- Игровое упражнение «Самый внимательный горожанин»
|
Музыка:
- Пение песни «Родина»
- Танец «Росиночка - Россия»
- Слушание песен о городе Жигулёвске.
|
Безопасность:
- Ситуативный разговор об аккуратном обращение со стеками, карандашами, ножницами.
- Соблюдение правил дорожного движения (при выходе за пределы территории детского сада).
- Соблюдение техники безопасности передвижения в зимний период.
|
Труд:
• Наведение порядка в центрах активности, в «творческих мастерских» (по желанию)
|
Ресурсы
|
ТСО (DVD -проигрыватель), аудио- проигрыватель. Фотографии, картинки, иллюстрации, открытки. Напольный пластмассовый и деревянный конструктор.
|
Взаимодействие с родителями
|
ü Изготовление макета нашего города
ü Оформление фото экспозиции «Достопримечательности города»
ü Выставка творческих работ (рисунки, коллажи, с сочинениями детей с ОВЗ «Край родной, любимый город»), семейных гербов.
|
Результат
|
Ребята с большим интересом и удовольствием приняли участие в изготовлении макета города, конкурсе рисунков, творческих работ. Рассказывали о своих любимых уголках города.
Презентация проекта, макета. Участие в телепрограмме к 60-летию города Жигулёвска.(телеканал ФТВ -Жигулёвск).
|
Интегративные качества ребенка
|
Ø Активность
Ø Любознательность
Ø Коммуникабельность
Ø Творчество
Ø Отзывчивость
|
Таким образом, комплексно –тематическое планирование является наиболее эффективным в работе с детьми. Данное планирование позволяет систематизировать образовательный процесс в детском саду и объединить усилия всех воспитателей и специалистов, не упустив в течение года ни одной педагогической задачи.
Литература:
1. Журнал «Справочник старшего воспитателя», N 11/2011г., К.Ю. Белая «Особенности планирования работы с учётом ФГТ».
2. Нищева Н.В. «Система коррекционной работы в логопедической группе» (с. 174, 530,532)
3. Тугушева Г.П. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» (с. 85)
4. Дыбина О.В. «Неизведанное рядом» (с. 118)
5. Лободина Н.В. «Комплексные занятия в старшей группе» (с. 110, 169, 183)
6. Скоролупова О.А. «Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ», (с. 26).
7. Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в д/с» (с. 94, 117)
8. Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет» (с. 38).
9. Детская художественная литература.
|