|
|
|
Особенности образовательного процесса
|
Предметно-развивающая среда
Среда, окружающая детей в детском саду, обеспечивает безопасность их жизни, способствует сохранению и укреплению здоровья детей. Развивающая среда в детском саду опирается на личностно-ориентированную модель взаимодействия между детьми и взрослыми.
Стратегия и тактика построения среды определяется особенностями личностно-ориентированной модели воспитания. Её основные черты таковы:
- Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над, а вместе!»
- Его цель – содействовать становлению ребёнка как личности
- Это предполагает решение следующих задач:
- Обеспечить чувство психологической защищённости – доверие ребёнка к миру
- Радости существования (психологическое здоровье)
- Формирование начал личности (базис личностной культуры)
- Развитие индивидуальности ребёнка – не «запрограммированность», а содействие развитию личности)
- Знания, умения, навыки рассматриваются не как цель, как средство полноценного развития личности.
- Способы общения – понимание, признание, принятие личности ребёнка, основные на формирующейся у взрослых способности стать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции.
- Тактика общения – сотрудничество. Позиция взрослого – исходить из интересов ребёнка и перспектив его дальнейшего развития как полноценного члена общества.
Исключительное значение в воспитательном процессе придаётся игре, позволяющей ребёнку проявить полную активность, наиболее полно реализовать себя.
Особое значение отводится и организации проектной деятельности с дошкольниками. Метод проектной деятельности является интеграционной формой организации различных видов детской деятельности, в ходе которых обеспечивается всестороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Игровое пространство имеет свободно определяемые элементы в рамках игровой площади, которые дают простор изобретательству, открытиям.
Эти положения личностно-ориентированной модели обнаруживают себя в следующих принципах построения развивающей среды в дошкольных учреждениях:
- принцип дистанции, позиции при взаимодействии
- принцип активности, самостоятельности, творчества
- принцип стабильности, динамичности
- принцип комплексирования и гибкого зонирования
- принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого
- принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды
- принцип открытости – закрытости
- принцип учёта половых и возрастных различий детей.
Варианты построения развивающей среды
- Зонирование пространства осуществляется мобильными средствами – расстановкой мебели и оборудования.
- использование помещений спальни и раздевалки.
- Один из основных факторов, определяющих возможность реализации принципа активности – создание игровой среды, обеспечивающей ребёнку возможность двигаться.
- Динамичность реализуется с помощью раздвижных перегородок, ширм. Элемент стабильности – «домашняя зона» с мягкой мебелью, журнальным столиком и т. д.
- Принцип эмоциогенности среды реализуется созданием в группе определённых «семейных традиций»
- Достраивание определённых деталей интерьера детьми
- Включение в интерьер крупных игрушек-символов
- Места, где размещаются репродукции картин, фотографии детей, их родителей, братьев, сестёр.
- Принцип открытости обществу – это функциональная интеграция дошкольного учреждения другими учреждениями социально-культурного назначения: детскими театрами, музыкальными и артистическими коллективами, которые выступают непосредственно в детском саду.
Создание и обновление предметно-развивающей среды
Направления развития
|
Помещения и их оснащения
|
Физическое развитие.
|
1. Физкультурный зал (оснащён необходимым спортивным оборудованием и инвентарём). 2. Физкультурные уголки в каждой возрастной группе. 3. Спортивная площадка. 4. Прогулочные площадки. 5. Медицинский блок.
|
Речевое развитие.
|
1. Речевые уголки в каждой возрастной группе. 2. Книжные уголки (тематическая подборка детской художественной литературы; аудио техника с подбором аудиозаписей музыкальных и художественных произведений). 3. Логопедический кабинет (оборудованный для индивидуальных и подгрупповых коррекционно – развивающих занятий с детьми).
|
Социально –коммуникативное развитие.
|
1. Игровые уголки во всех возрастных группах (игровое оборудование, игры и игрушки подобраны в соответствии с индивидуально –возрастными особенностями, требованиями к оформлению, СанПин). 2. Уголки дежурств. 3. Уголки безопасности (со второй младшей группы).
|
Познавательное развитие
|
1. Учебная зона в каждой группе 2. Уголки - лаборатории (в старших, подготовительных группах). 3. Библиотеки детской литературы в группах и в методическом кабинете. 4. Зоны конструирования (во всех возрастных группах). 5. Уголки природы (во всех возрастных группах).
|
Художественно-эстетическое развитие
|
1. Музыкальный зал. 2. Изобразительные уголки во всех возрастных группах. 3. Музыкальные уголки во всех возрастных группах. 4. Театрализованная зона (в каждой возрастной группе). 5. Уголки творчества и ручного труда.
|
Содержание коррекционной работы
1. Целостность педагогического процесса в ДОУ обеспечивается реализацией комплексной программы «Программа воспитания и обучения в детском саду», под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, Москва «Мозаика - Синтез» 2010г.
Цель программы – своевременное всестороннее развитие психических и физических качеств детей от рождения до 7 лет в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.
Приоритет физического развития детей достигается за счет использования здоровьесберегающих технологий и программы «Из детства в отрочество» Физическая культура в дошкольном детстве, Н.В. Полтавцева, Н.А. Гордова, Москва «Просвещение» 2005г.
Цель программы – обеспечить охрану и укрепление физического и психического здоровья и развитие детей 4-7 лет в тесном взаимодействии семьи и дошкольного учреждения.
Основным приоритетным направлением в деятельности образовательного учреждения является: физкультурно – спортивное, социально – педагогическое.
2.При организации образовательного процесса нами учтены принципы интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
В основу организации образовательного процесса определен комплексно-тематический принцип с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей.
Содержание коррекционной работы
В детском саду коррекционно - развивающее сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основе базовой Программы воспитания и обучения в детском саду, под редакцией М.А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой и коррекционно – развивающих образовательных программ:
- «Коррекция нарушений речи» (программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи), Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина;
- Т.В. Туманова, С.А. Миронова, А.В. Лагутина, рекомендованной Учёным Советом ГНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования»
- «Методические рекомендации коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи» Н.В.Нищева.
Одним из основных способов оптимизации обучения является комплексно – тематическое планирование с конкретизацией задач образования и развития личности ребёнка. Комплексный подход к организации образовательно – воспитательного процесса обеспечивает максимальное устранение нарушений речи у дошкольников.
Для проведения коррекционно – развивающей работы с детьми созданы условия:
- Организована коррекционно – развивающая среда и жизненное пространство для обеспечения разнообразной деятельности детей с учётом возрастных и индивидуальных интересов и задач педагогического воздействия.
- Работает логопедический кабинет, кабинет педагога – психолога, оснащённые всем необходимым для коррекционо - педагогической целенаправленной работы с детьми.
- 2 Группы комбинированной направленности – 24 детей с ограниченными возможностями здоровья (с диагнозами ОНР – II, III уровня);
Коррекционно – развивающее сопровождение детей обеспечивается учителем – логопедом Бородиной Оксаной Леонидовной, во взаимодействии со всеми специалистами детского сада, направленное на интеграцию программных областей знаний во всех вида детской деятельности.
Коррекционная работа с детьми направлена на преодоление речевых и психофизических нарушений, путём проведения индивидуальных и групповых логопедических занятий. Задачи индивидуальных и групповых занятий определяются структурой и степенью выраженности речевого нарушения детей.
Содержание, дидактическое оснащение и методический инструментарий занятий учителя - логопеда соответствует структуре речевых нарушений у детей, их возрастным и индивидуально- типологическим особенностям. При организации занятий с детьми эффективно использует разнообразные методы и приёмы психотерапевтического воздействия, направленные на коррекцию развития речи детей, компьютерные логопедические программы.
Структура содержания дошкольного образования
Образовательная область
|
Содержание
|
Социально-коммуникативное развитие
|
усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
|
Познавательное развитие
|
развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
|
Речевое развитие
|
владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
|
Художественно –эстетическое развитие
|
развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
|
Физическое развитие
|
приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
|
|
|
|
|
|