ФИЗКУЛЬТУРНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
N п/п
|
Мероприятия
|
Группы
|
Периодичность
|
Ответственный
|
I. МОНИТОРИНГ
|
1.
|
Определение уровня физического развития.
Определение уровня физической подготовленности детей
|
Все
|
2 раза в год (в сентябре и мае)
|
Старшая медсестра
Восп. по физ. культуре, воспитатели групп
|
2.
|
Диспансеризация
|
Средняя, старшая,
подготовит
|
1 раз в год
|
Специалисты детской поликлиники, старшая медсестра, врач
|
II. ДВИГАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
|
1.
|
Утренняя гимнастика
|
Все
группы
|
Ежедневно
|
Воспитатели групп или воспитатель по физкультуре
|
2.
|
Физическая культура:
- в зале
- на воздухе
|
Все группы
|
3раза в нед
2 раза
1 раз
|
Воспитатель по физкультуре Воспитатели групп
|
3.
|
Подвижные игры
|
Все группы
|
2 раза в день
|
Воспитатели групп
|
4.
|
Гимнастика после дневного сна
|
Все группы
|
Ежедневно
|
Воспитатели групп
|
5.
|
Спортивные упражнения
|
Все
группы
|
2 раза в неделю
|
Воспитатели групп
|
6.
|
Спортивные игры
|
Старшая, подготовит
|
2 раза в неделю
|
Воспитатели групп
|
7.
|
«Школа мяча»
|
Все группы
|
1 раз в неделю
|
Воспитатели групп
|
8.
|
«Школа скакалки»
|
Все группы
|
1 раз в неделю
|
Воспитатели групп
|
9.
|
Физкультурные досуги
|
Все
|
1 раз в месяц
|
Воспитатель по физкультуре
Воспитатели, музыкальный руководитель
|
10.
|
Физкультурные праздники
|
Старшая, подготовит
|
2 раза в год
|
Воспитатель по физкультуре, музыкальный руководитель, воспитатели
|
11.
|
День здоровья
|
Все группы, кроме ясельной
|
1 раз в месяц
|
Воспитатель по физкультуре, ст. медсестра, музыкальный руководитель, воспитатели
|
12.
|
Каникулы
|
Все
группы
|
2 раза в год
|
Все педагоги
|
III. ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ
|
1.
|
Витаминотерапия
|
Все группы
|
2 раза в год
|
Ст. медсестра
|
2
|
Профилактика гриппа и простудных заболеваний (режимы проветривания, утренние фильтры, работа с род.)
|
Все группы
|
В неблагоприятные периоды (осень-весна) возникновения инфекции)
|
Ст. медсестра
|
IV. НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОЗДОРОВЛЕНИЯ
|
1.
|
Музыкотерапия
|
Все группы
|
Использование музыки в НОД, в режимных моментах
|
Музыкальный руководитель, ст. медсестра, воспитатели группы
|
2.
|
Фитонцидотерапия
(лук, чеснок)
|
Все группы
|
Неблагоприятные периоды, эпидемии, инфекционные заболевания по рекомендациям врача
|
Ст. медсестра, младшие воспитатели
|
V. ЗАКАЛИВАНИЕ
|
1.
|
Контрастные воздушные ванны
|
Все группы
|
После дневного сна, на физкультурных
занятиях
|
Воспитатели, воспитатель по физкультуре, инструктор по плаванию
|
2.
|
Ходьба босиком
|
Все группы
|
После сна, на занятии физкультурой в зале
|
Воспитатели, воспитатель по физкультуре
|
3.
|
Облегченная одежда детей
|
Все группы
|
В течение дня
|
Воспитатели, младшие воспитатели
|
4.
|
Мытье рук, лица, шеи прохладной водой
|
Все группы
|
В течение дня
|
Воспитатели, младшие воспитатели
|
VI. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЛДНИКОВ
|
1.
|
Соки натуральные или фрукты. Кисло –молочные напитки, выпечка.
|
Все группы
|
Ежедневно 15.10
|
Младшие воспитатели, воспитатели
|
|
|
|
|
|
|
КОРРЕКЦИОННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Коррекционно-развивающая работа.
Ø Развитие и систематизация лексико – грамматических средств языка;
Ø Развитие самостоятельной развёрнутой фразовой речи;
Ø Совершенствование произносительной стороны речи;
Ø Формировать готовность к овладению элементарными навыками письма и чтения;
Ø Выявлять, своевременно предупреждать и преодолевать недостатки в речевом развитии дошкольников
Ø Предупреждать нарушения устной речи
Ø Развивать у детей произвольное внимание к звуковой стороне речи
Ø Воспитывать стремление детей преодолевать недостатки речи, сохранять эмоциональное благополучие в своей адаптивной среде
Коррекционно – психологическая работа
Ø Сохранение и укрепление психологического здоровья детей, обеспечение гармоничного развития в условиях ДОУ
Ø Изучать индивидуальные особенности развития детей каждого возрастного этапа в течение года на основе соответствующих диагностических методик.
Ø Добиться коррекции психических процессов и личностного развития, осуществляя индивидуальный подход к каждому ребёнку
Ø Способствовать расширению кругозора, формированию социально – психологической культуры родителей и педагогов
Ø Осуществлять психологическое сопровождение детей 6-7 лет по подготовке к школе, через коррекционно – развивающие занятия, мониторинг развития.
Приоритетные направления деятельности СПДС «Светлячок»
Физкультурно-спортивное оздоровительное направление
Физическое здоровье – одно из основных условий духовного и нравственного здоровья человека, поэтому физическое развитие рассматривается:
· как составная часть всесторонне развитой личности;
· как приобщение ребенка к общественно-историческому опыту выполнения двигательных действий;
· формирование навыков здоровьесберегающего поведения.
Коллектив нашего детского сада работу по физическому развитию детей организует по методическому пособию Н.В. Полтавцевой «С физкультурой в ногу из детского сада в школу», использует оздоровительную программу детского сада Здоровый малыш».
Для реализации задач физкультурно-оздоровительного направления в СПДС оборудованы:
Ø физкультурный зал, оснащенный спортивными комплексами, тренажерами, баскетбольными щитами, волейбольной сеткой, оснащенный стандартным и нестандартным оборудованием, массажными ковриками и ребристыми досками;
Ø спортивная площадка, которая позволяет проводить физкультурные занятия и спортивные мероприятия на открытом воздухе.
Ø футбольное поле с воротами;
Ø площадка для игр с мячом;
Ø физкультурные уголки в группах, для удовлетворения потребности детей в движении, оснащенные стандартным и нестандартным оборудованием:
- дорожками здоровья для профилактики нарушения осанки и плоскостопия (изготовленными из бросового материала с помощью родителей)
- массажными ковриками, ребристыми досками
- атрибутами для подвижных игр, игр - эстафет
- схемами для самомассажа (картотека с речевым сопровождением)
- ростомерами для самостоятельного измерения роста и ориентиры слежения за правильной осанкой.
- спортивным инвентарем;
- картотеки дыхательной, пальчиковой, зрительной гимнастики;
- схемы по выполнению действий с мячом.
Созданные условия для детей позволяют:
ü использовать самостоятельно предметы спортивно – игрового оборудования, применяя творчество и фантазию
ü пробуждают интерес к спортивным играм и занятиям
ü расширяют круг представлений о разнообразии физических упражнений
ü формируют основы личной физической культуры.
В настоящее время по данной проблеме нами создана система работы по физическому развитию, которая позволяет обеспечить тесное взаимодействие всех педагогов и специалистов, медицинского персонала, родителей, направленная на охрану и укрепление здоровья детей, развитие физических качеств и способностей, основных видов движений.
Основными направлениями работы являются:
- общеоздоровительное направление,
- профилактическое,
- воспитательно – образовательное,
- развитие физических качеств и способностей.
В каждом из этих направлений выделяется решение специфических задач, которые содействуют повышению эффективности воспитательно – образовательного процесса в данном направлении.
Формы физического развития, используемые в СПДС
Наименование
|
Мероприятия
|
Физкультурно-оздоровительные
|
- образовательная деятельность
- утренняя гимнастика
- физминутки, физкультурные и динамические паузы
- корригирующая гимнастика после сна,
- оздоровительный бег в конце прогулки,
- упражнения на релаксацию,
- дыхательная гимнастика,
- пальчиковая гимнастика,
- психогимнастика
- точечный массаж
|
Физкультурно - массовые
|
- День здоровья
- Спортивные досуги
- Праздники
- Спартакиада
- Кросс наций
|
Самостоятельная двигательная деятельность
|
- подвижные игры
- спортивные игры
- индивидуальные игры со спортивным инвентарем
|
Дополнительные образовательные услуги
|
- секция «Школа мяча»
- группа «Здоровье»
|
Совместные мероприятия с родителями
|
- праздники
- развлечения
- дни открытых дверей
- анкетирование
- мастер – классы
- проекты
|
Профилактическая работа
- медико – педагогическое сопровождение детей проводится врачами детской поликлиники совместно со старшей медсестрой детского сада. Уровень физического развития, уровень физической подготовленности каждого ребенка определяется интруктором по физической культуре два раза в год, а с детьми ОВЗ - 3 раза в год. На основе данных углубленного медосмотра, диагностики строится вся педагогическая работа. Особое внимание в детском саду уделяется качеству и организации питания детей, с соблюдением принципов:
· режим питания,
· калорийности и ежедневного соблюдения норм питания,
· гигиены приема пищи,
· индивидуального подхода во время приема пищи
· замена блюд детям, имеющим аллергию.
С целью оздоровления дошкольников проводится профилактическая работа: в период адаптации дается настойка пустырника (по назначению врача); в осеннее - весенний период для повышения иммунитета дети пьют отвар шиповника, кураги, употребляют в пищу фитонциды (лук, чеснок), С -витаминизация 3-го блюда.
Коррекционно - развивающее сопровождение детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Работа СПДС в данном направлении включает в себя:
ü Психолого-медико-педагогическую диагностику;
ü Выработку стратегии и тактики комплексного коррекционно - развивающего сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;
ü Анализ успешности развития ребенка, его продвижения в усвоении основных приемов деятельности, формирования основных компетентностей.
ü Создание коррекционно-развивающего пространства, обеспечивающего равные стартовые возможности для дальнейшего обучения дошкольников.
КРС осуществляется учителем –логопедом, педагогом психологом, воспитателями групп, специалистами.
В детском саду функционируют 2 группы комбинированной направленности для детей с ОВЗ (24 ребенка). С этими детьми ведется систематическое коррекционно – развивающее сопровождение по составленным на каждого ребенка индивидуальным комплексным программам развития, через индивидуальную, подгрупповую и фронтальную работу. Образовательная деятельность по развитию речи в комбинированных группах проводятся логопедом и воспитателями. Во всех группах воспитателями разработан материал для работы с детьми по лексическим темам по всем направлениям деятельности в течение всего дня. Специалистами детского сада в коррекционно-развивающую работу с детьми внедряются инновационные технологии:
· Компьютерные логопедические программы.
· Мультимедийные презентации.
· Разные виды логопедического массажа
· Логоритмические распевки и упражнения
· Сборные картинки
Результаты КРС обсуждаются и доводятся до родителей на психолого - медико- педагогическом консилиуме.
С родителями воспитанников, в каждой группе было проведено анкетирование, родительское собрание, посвященное данной проблеме, оформлен наглядный материал в папках – передвижках, памятки. Результаты коррекционно – развивающего сопровождения положительные.
Условия для образовательной деятельности в СПДС «Светлячок»
(по ФГОС)
Условия для реализации Программы СПДС «Светлячок» обеспечивают полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.
В СПДС «Светлячок» создана образовательная среда, которая:
1. гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
2. обеспечивает эмоциональное благополучие детей;
3. способствует профессиональному развитию педагогических работников;
4. создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
5. обеспечивает открытость дошкольного образования;
6. создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.
Обеспечиваются условия:
- уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
- использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям;
- построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
- поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
- поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
- возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
- защита детей от всех форм физического и психического насилия;
- поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
- качественное образование детей с ограниченными возможностями здоровья, диагностика и коррекция нарушений развития и социальная адаптация, оказание ранней коррекционной помощи (в соответствии с перечнем и планом реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья) на основе специальных психолого-педагогических подходов и методов, способов общения и условий, в максимальной степени способствующих получению дошкольного образования, а также социальному развитию этих детей;
- оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста (педагогическая диагностика), связанная с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования;
- максимально допустимый объем образовательной нагрузки соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2013 г., регистрационный N 28564);
Развивающая предметно – пространственная среда обеспечивает:
· максимальную реализацию образовательного потенциала пространства групп, а также территории (участки для каждой возрастной группы, спортивная площадка, спортивное поле), прилегающей к детскому саду, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
· возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
· реализацию образовательных программ;
· учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.
Развивающая предметно-пространственная среда содержательно-насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная.
Условия для образовательной деятельности в СПДС «Светлячок»
ü 5 групповых помещений (для детей пяти возрастных групп), включающие уголки творчества и центры развития:
- Уголки речевого развития
- Центры (мини – лаборатории) познавательно – исследовательской и экспериментальной деятельности
- Центры познавательного развития
- Театрализованные – музыкальные уголки
- Игровые уголки
- Уголки творчества и конструирования
- Физкультурные центры
ü Музыкальный зал
ü Физкультурный зал
ü Центр коррекционно – развивающего сопровождения (развивающие центры: речевого развития, психологического сопровождения)
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
…
4.6…
…Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
4.7. Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
|